Команда СПбГУ

Команда СПбГУ

facebook.com

В Таиланде закончилась мировая олимпиада по спортивному программированию. Первое место в ней заняла команда Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), обогнав команду Гарварда, Шанхайского университета и MIT. Всего российские команды заняли 5 из 10 первых мест в итоговой таблице. Российский предприниматель Виктор Шабуров стал спонсором десяти российских и украинских команд-финалистов. Ранее Шабуров помогал команде, вместе с которой он основал компанию Looksery (одноименное приложение позволяет с помощью фильтров менять лицо на видео в реальном времени). В 2015 году Snapchat купил Looksery за $150 млн. Главный редактор издания Apparat Андрей Бродецкий поговорил с Виктором Шабуровым о том, за счет чего российским программистам удается побеждать и какая судьба обычно ждет победителей.

– В чем заключалась ваша помощь командам?

– Мы помогали золоту (СПбГУ), серебру (Уральский университет) и Запорожскому университету с Украины. Также поддержку оказали команде Львовского университета, Киевского университета имени Тараса Шевченко, Иннополису и другим университетам – всего десяти командам (сумму спонсорской помощи Виктор не разглашает. – Slon).

– Расскажите свою историю причастности к этим олимпиадам. Когда и как вы начали этим заниматься?

– В школе и университете выигрывал математические олимпиады. Потом повезло поучаствовать в создании компании SPb Software вместе с замечательным человеком Василием Филипповым – одним из первых российских финалистов по программированию. Позже компанию купил «Яндекс». Вторая компания называлась Handster, ее купила Opera (сумма сделки с «Яндексом» составила $38 млн, с Opera – $10 млн. – Slon).

Три года назад начал работать с украинской командой из Одессы. Они не выиграли чемпионат, но достаточно хорошо выступили. Вместе с этими ребятами мы основали компанию Looksery. Как видите, получилось очень успешно. Все три компании были созданы олимпиадниками, все три стали мировыми лидерами и были куплены.

– Когда и как вы начали спонсировать олимпиады по программированию?

– Где-то четыре года назад. Причем сначала я был сфокусирован на Украине – мы проводили олимпиады по программированию. Тогда Юрий Монастыршин, «отец» Looksery, как раз выиграл чемпионат два раза подряд. И после этого мы решили, что надо с ним попробовать раскрутить какую-то компанию. Долго обсуждали, три месяца, и пришли к идее Looksery.

Виктор Шабуров

– То есть ваша помощь олимпиадникам может потом к вам вернуться в виде талантливых ребят, вместе с которыми можно создавать бизнес?

– Да, конечно. Это в принципе и есть бизнес-модель.

– Я читал, как проходит сама олимпиада: три участника в команде, тринадцать заданий, побеждает тот, кто решит больше и быстрее. Какого рода задачи приходится решать? Явно не на знание готовых решений?

– Конечно. Там исследовательские задачи. Эти ребята привыкли решать практически нерешаемые задачи. И это очень важное качество, из-за которого я с ними работаю. Они ничего не боятся. Когда мы запускали Looksery, нам нужно было сделать трекинг изменений лица в реальном времени. И специалисты в этой области говорят: «Это сейчас пока невозможно». А эти ребята не знают, что это невозможно. Перед ними поставили задачу, и они думают: «Опа, интересная задачка, давайте-ка мы попробуем ее решить». И решили.

– Какими навыками должен обладать программист, чтобы хорошо решать задачи по спортивному программированию?

– Прежде всего важны математика и алгоритмы. Тонкости языков программирования они обычно все хорошо знают, но профессиональные программисты знают их, может быть, даже лучше. Но здесь очень важна именно математика и алгоритмы.

– Как команды готовятся к олимпиаде?

– Они участвуют в куче региональных туров, готовятся к ним, решают задания с олимпиад предыдущих лет. Крутые тренеры, такие как Андрей Лопатин (тренер команды СПбГУ. – Slon), обычно имеют несколько командных составов. Они их комбинируют и ищут тот состав, который решает задачи лучше остальных. Это похоже на спорт, например на бейсбол, когда нужно подобрать того, кто лучше всех отбивает, того, кто лучше всех бегает, и получается команда.

– С 2006 года российские студенты выигрывали мировые олимпиады семь раз. В этом году пять из лучших десяти команд – российские. Почему так получается, в чем секрет? Есть такой стереотип о хорошей математической подготовке в крупных постсоветских вузах. Это действительно работает?