Процесс не пошелДлинные деньгиБыстрее, проще, дешевлеТихая бесплатная гавань

Процесс не пошел

Пять лет Интернет был отрадой отечественного рекламного рынка. Эксперты Ассоциации коммуникационных агентств прогнозировали сохранение темпов роста рекламы до 2010 года на уровне 40-60% ежегодно. И даже кризис, казалось, не властен над виртуальным рекламным пространством: на фоне падения доходов в традиционных СМИ в IV квартале 2008 года, Интернет выглядел здоровым. Владельцы сетевых СМИ и эксперты сохраняли оптимизм: звучали прогнозы, что бюджеты на онлайн-рекламу вырастут на 10 – 15% только за счет перетекания денег из прессы. Новые клиенты действительно перетекли, но доходов от этого больше не стало.

  Длинные деньги

Интернетчики признали падение доходов только весной, но проблемы в виртуальном мире начались тогда же, когда и в старых СМИ. Уже осенью 2008 года ресурсы были вынуждены ставить рекламу без предоплаты. Сроки допустимой дебиторской задолженности с 45 дней растянулись до двух месяцев, а для крупных западных брендов – и до шести. Информационные ресурсы ощутили падение доходов в самом начале – традиционно 70 – 80% их доходов приходилось на заказчиков из сферы финансов, недвижимости, автомобилей и IT, – то есть тех, кого накрыла первая волна кризиса. Для сайтов РБК осень 2008 года ознаменовалась примерно 30%-ным падением рекламных доходов, что очень гармонировало с убытками холдинга от игры на фондовом рынке.

Быстрее, проще, дешевле

2008 год закончился для всех ведущих площадок без годовых контрактов бронирования медийных площадей на 2009 г. (хотя в лучшие времена такие контракты обычно закрывались еще осенью). Началось пофлайтовое планирование. Рекламодатели стали искать быстрые, простые, а главное дешевые решения. И в лучшем положении оказались лидеры – «Яндекс», Mail.Ru, «Одноклассники.ру» и «Вконтакте», способные обеспечить и максимальный охват, и таргетинг при стоимости за 1000 показов около 150 – 200 руб. Но уже в марте просели все онлайн-площадки – даже крупные сайты не добрали в среднем по 25% от плана. По разным оценкам, доходы от медийной рекламы, то есть баннеров, в целом упали на 30 – 40%, а объемы контекстной рекламы – на 20 – 25%.

Тихая бесплатная гавань

Рекламодатели не покинули интернет – в отличие от прессы. Здесь сохраняют свое присутствие и финансовые компании, и многие девелоперы, и производители – вместе с продавцами – автомобилей. Директор департамента маркетинга РОСНО Малика Кулаева уверяет, что от традиционного присутствия в интернете ее компания тоже не откажется. Но при этом доходы не растут даже у лидеров, а вот скидки на размещение в социальных сетях весной увеличились до 50%, на «Яндексе» – до 25%, Mail.Ru отменил наценки за социодемографический и географический таргетинг (фактически «упав» на 15 – 20%). Вот и получается, что, в общей сложности по сравнению с прошлым годом поисковики не досчитались около 40% выручки от «контекста» (доля контекстных рекламодателей в общей структуре доходов, к примеру, Mail.ru составляет 20%). И, как полагают онлайн-селлеры, в ближайшие месяцы бюджеты рекламодателей серьезно расти не будут.