Susana Vera / Reuters

Краткий пересказ книги Эрика Хобсбаума «Нации и национализм после 1780 года» (М. «Алетейя». 1998).

Контекст

Эрик Хобсбаум, один из крупнейших британских историков и мыслителей XX века, впервые издал «Нации и национализм» в 1990 году. Второе издание выйдет уже после распада СССР, который Хобсбаум предсказывает, а к 2016 году сбылось еще не одно его пророчество. Отдельно надо отменить, что Хобсбаум был мыслителем левого направления, членом Британской коммунистической партии; не то чтобы это как-то принижало достоинства его работ, однако фигура автора в них присутствует гораздо в большей степени, чем это принято в российской исторической науке.

Попытки описать нации и национализм предпринимались и до Хобсбаума, но они либо фокусировали свое внимание на эволюции этих двух понятий в определенных странах, либо опускали механизмы конструирования наций, сосредотачиваясь на практической стороне дела. Исследование Хобсбаума давно стало классическим, однако не следует забывать, что оно было написано 20 лет назад, в период краха СССР и всеобщей веры в глобализацию, либерализацию и вестернизацию как основные тренды наступающего столетия. Да и сама идея Хобсбаума, приписывающего появление наций деятельности узкого круга интеллектуалов, может быть подвергнута критике. Тем не менее, ознакомиться с его тезисами (хотя бы и в кратком пересказе) следует хотя бы в силу огромного влияния, которое они оказали на историю и политологию.

Народный протонационализм

До появления наций существовали другие формы коллективной самоидентификации, Хобсбаум предлагает называть их «протонациональными». Конечно, всегда существовали надлокальные формы массовой идентификации. К примеру, культ Девы Марии объединяет неаполитанцев со всей католической Европой, а культ святого Януария объединяет непосредственно самих жителей Неаполя. Можно ли утверждать, что в таких формах массовой идентификации можно увидеть истоки национализма? Едва ли. Даже евреи, по всей Европе воспринимавшие себя как один народ (это определялось исключительно религиозной принадлежностью), до конца XIX века и помыслить себе не могли, что им нужно создать свое собственное национальное государство. В протонациональных формах организации язык и этнос – ключевые для нас признаки нации – не играют столь заметной роли.