Участник акции протеста в Батон-Руж, Луизиана, США

Участник акции протеста в Батон-Руж, Луизиана, США

Jonathan Bachman / Reuters

В США уже который день продолжаются массовые демонстрации и протесты против полицейского произвола и насилия в отношении афроамериканцев. Поводом для последних выступлений стали очередные спорные действия представителей американской полиции. Сначала в штате Луизиана стражи порядка открыли огонь по темнокожему американцу при попытке задержания. Два дня спустя в штате Миннесота полицейские остановили автомобиль для досмотра, после чего в результате спора застрелили водителя, который также был афроамериканцем. Через день на одной из демонстраций стрельбу открыли уже по полицейским, в результате погибли пять представителей полиции, ранены около десяти человек, включая обычных протестующих. Сам стрелявший, двадцатипятилетний чернокожий американец, был убит.

Почему американское общество именно сегодня оказалось вновь втянуто в расовые конфликты и можно ли говорить о каком-то новом непреодолимом национальном разломе, возникающем на фоне выборов нового президента?

Начнем с того, что тревожные сигналы о состоянии общества поступают не только от афроамериканской его части – сенсационная популярность Трампа тоже свидетельствует о внутреннем напряжении.

Соединенные Штаты Америки трудно оценивать европейскими мерками. С одной стороны, там ничего не меняется уже более двухсот лет: Конституция принята в 1789 году, двухпартийная система с нынешними партиями существует с середины позапрошлого века, и кажется, что «конец истории» там был достигнут уже отцами-основателями страны. Истории в стране нет, осталась только политика.

С другой – страна меняется радикально и очень быстро. Нынешнее поколение пенсионеров в своей юности застало бои против сегрегации негров на Юге США, а в зрелости было уверено, что такие европейские новшества, как браки геев, в их стране настанут «не при их жизни». Сегрегации нет уже полвека, браки людей одного пола стали обычным явлением, а когда-то самая курящая страна в мире жестко ограничивает курение в общественных местах.