Ректор МГГЭУ Вагиф Байрамов и Ольга Васильева, назначенная министром образования и науки РФ.

Ректор МГГЭУ Вагиф Байрамов и Ольга Васильева, назначенная министром образования и науки РФ.

Пресс-служба МГГЭУ / ТАСС

При назначении очередного госчиновника, еще до публикаций в медиа, в социальных сетях происходит спонтанный общественный мониторинг персоны. Во-первых, новые назначенцы теперь люди непубличные, о них мало что известно; а во-вторых – неравнодушных пользователей теперь волнует не столько послужной список, сколько «этический минимум» чиновника, что свидетельствует в пользу здоровых инстинктов общества. Об Ольге Васильевой, новом министре образования, в отличие от Антона Вайно известно гораздо больше. Историк, крупнейший специалист по отношениям между советской властью и церковью; в Сети можно ознакомиться с ее лекциями, например о консерватизме. По словам одного из слушателей закрытой лекции в 2013 году, «Васильева дала понять, что Сталин при всех недостатках – государственное благо». Неудивительно, что все эксперты в конечном счете уцепились за это. С точки зрения гуманистической этики невозможно «просто изучать Сталина», не давая этической оценки его действиям. Отношение к Сталину определяет сегодня в России этическую позицию человека; это простейший экспресс-тест на тему добра и зла.

Новый министр образования – образец государственника-патриота, канонический и герметичный. Можно предположить, что на такой эффект Кремль и рассчитывал. Этот жест можно назвать демонстративной архаизацией общественного пространства. Он рассчитан в первую очередь на работников сферы образования. Когда в федеральном бюджете были деньги, можно было назначить министра-технократа (каким и был предыдущий министр Ливанов): сократив часть рабочих мест, он мог отчитаться о повышении зарплат «в целом по отрасли». Сейчас даже такой возможности, видимо, нет – учитывая неловкие попытки премьер-министра Медведева оправдаться перед учителями, а затем ободрить их с помощью диковинных для госчиновника слов «вполне благопристойно» и «весьма прилично».

Когда нет рычагов материальных, приходится включать рычаги символические.