«Финансовый рычаг добра» профессора Высшей школы экономики Лестера Саламона – подробное экономическое исследование современного рынка благотворительности. Автор объясняет, что из области чистых эмоций филантропия давно перешла в сферу, где властвует грамотный финансовый расчет. Slon Magazine публикует отрывок из книги (издательство «Альпина Паблишер»), где эксперт рассказывает об оригинальных способах онлайн-краудфандинга, о том, как помощь нуждающимся стимулирует гражданские сообщества и как компания Volkswagen превратила плохую историю в хорошее дело.
В новых областях благотворительности произошел «большой взрыв», который породил множество новых участников, жаждущих приложить свои таланты и энергию к поиску новых решений старых как мир проблем и находящих новые ресурсы для финансирования этих усилий. Некоторые из них работают над увеличением предложения на развивающемся рынке социальных инвестиций. Другие предоставляют разнообразную поддержку – и тем, кто финансирует, и тем, кто получает финансирование. Третьи применяют новые технологии или подходы к традиционной деятельности, основанной на грантах. Однако какой бы ни была форма, результатом стал выброс энергии и инноваций, невиданных в сфере благотворительности как минимум со времен Эндрю Карнеги и Джона Рокфеллера, если не Иисуса, Магомета и Маймонида.
Онлайн-порталы и биржи
К числу наиболее инновационных типов таких организаций относятся онлайн-порталы или биржи, которые творчески подходят к использованию новых коммуникационных технологий, напрямую и с немыслимой прежде скоростью соединяя доноров и инвесторов с получателями помощи. Причем речь идет не только об интернет-провайдерах, позволяющих переводить денежные средства, покупать товары и осуществлять волонтерскую деятельность, но и об организациях, специально структурированных для того, чтобы служить промежуточным звеном между донорами и получателями помощи, зачастую благодаря тщательно разработанным базам данных и системам безопасности. Более того, они развились настолько, что управляют как минимум тремя типами ценных ресурсов: а) финансовыми инструментами, включая краткосрочные выплаты и долгосрочный инвестиционный капитал; б) товарами, такими как компьютерное оборудование и программное обеспечение, лекарственные препараты и продукты; и в) услугами, как платными, так и добровольными.
В условиях повышенной активности в новых областях благотворительности эти онлайн-порталы растут как грибы после дождя – и числом, и в масштабе. В одном недавнем исследовании было выявлено свыше 170 подобных субъектов в одном лишь секторе сбора пожертвований. Только одна «Сеть для добра» (Network for Good) в 2001–2011 годах собрала, по оценкам, полмиллиарда долларов примерно для 60 тысяч организаций. Иначе действует Kiva, позволяющая получать займы небольшим социальным предприятиям в дальних странах благодаря пожертвованиям социально преобразующих инвесторов из США, Западной Европы и других регионов.