В правительстве идут баталии вокруг цен на водку. Министерство экономического развития предложило снизить минимальную стоимость поллитровой бутылки на прилавках со 190 до 136 рублей для борьбы с нелегальным алкоголем. Минпромторг и вовсе считает оптимальной цену 100 рублей. Минфин, наоборот, ратовал за повышение розничной цены до 197 рублей, тем самым заботясь о пополняемости казны акцизами. Между тем в последние годы водка проигрывает пиву конкуренцию за кошельки россиян (см. карту). Рост потребления пива – долгосрочный тренд, который наблюдается с середины 1990-х, и, по мнению демографов, должен способствовать снижению смертности по сравнению с чисто «водочной» эпохой до этого.
Если нанести на карту алкогольные предпочтения россиян, видно, что они сильно разнятся по регионам, а сами регионы почти поровну поделены между любителями водки и пива. Это похоже на электоральную карту США, где штаты голосуют либо за Клинтон, либо за Трампа, а у остальных партий нет шансов ни в одном штате. В России все прочие «кандидаты» (коньяк, вино, алкогольные коктейли и так далее), вместе взятые, тоже не дотягивают до результатов ни одного из двух главных напитков, следует из данных Росстата. Но что побеждает?
В целом по стране сейчас побеждает пиво. На каждого россиянина в среднем приходится по 60 литров продаж пива и напитков на его основе в год, а также 6,6 литра «водки и ликеро-водочных изделий» (они в таблицах Росстата объединены в одну категорию). Правда, в спиртовом эквиваленте это 2,6 литра и 2,8 литра соответственно.