Фото: Станислав Красильников / ТАСС
UPDATE. О том, что Владимир Путин разрешил Алексею Кудрину покинуть Счетную палату, чтобы предположительно возглавить «Яндекс» (российскую часть холдинга, переживающего болезненную реструктуризацию), стало известно еще в сентябре. И вот вчера, 29 ноября, уже вполне официально Кудрин сообщил, что подал заявление, которое одобрил президент (чиновнику предстояло сегодня получить еще одно одобрение своей отставки — от Совета Федерации, но это было уже чистой формальностью). «В общей сложности я провел в госсекторе около 25 лет,— поспешил подвести промежуточные итоги экс-министр финансов и бывший глава Счетной палаты у себя в телеграм-канале. — Сейчас хотел бы сосредоточиться на больших проектах, которые связаны с развитием в широком смысле частных инициатив, но при этом имеют значительный эффект для людей».
Алексей Кудрин, эталонный системный либерал в государстве, которое презирает (и с известных пор насильственно искореняет) либерализм как вражескую идеологию, долгое время сохранял относительную независимость— которой, впрочем, старался не злоупотреблять, избегая в своих многочисленных выступлениях темы личных отношений с Путиным. Отсюда — востребованность Кудрина как своеобразного GR-консультанта, если угодно, посредника между Кремлем и абстрактным деловым сообществом. А еще как публичного спикера на различных деловых и социальных конференциях. Чтобы ни происходило в стране в данный конкретный момент, зал мог расчитывать, что услышит со сцены наполненную аккуратной критикой, умеренно оптимистичную речь о том, куда движется страна — как, в частности, это было несколько лет назад на одном бизнес-форуме, где важный гость поделился с аудиторией смутным прогнозом траектории национального развития.
Алексей Кудрин уже давно ничего не решает. Тем не менее бывший министр финансов много выступает на публике и всегда востребован прессой, жадно расхватывающей его высказывания на цитаты. Почему? Потому что у него есть нечто такое, чего нет у большинства других бывших чиновников правительства, — остатки влияния. Никто в точности не знает, насколько интенсивно Кудрин общается со своим старым товарищем Владимиром Путиным, да и что, собственно, это за общение. Но персональная связь с президентом теоретически позволяет убеждать его в неотложности реформ и продвигать в Кремле идеи умеренного либерализма. Все это формирует высокие ожидания от человека, не так давно возглавившего Центр стратегических разработок «по просьбе президента», хотя пока и не получившего от него никаких реальных полномочий.
Форум предпринимателей «Атланты», начавший вчера работу в московском Crocus City Hall, открыло именно выступление Кудрина. Публика ждала, что Кудрин, под началом которого пишется стратегия развития России до 2030 года, скажет что-нибудь важное. В свою очередь спикер, по-видимому, понимал, что должен произнести нечто значительное для аудитории управленцев и предпринимателей, которым остро не хватает ощущения перспективы хотя бы на ближайшие пару лет. С этих взаимных допущений все и началось.