Джон Нэш

Джон Нэш

Bobby Yip / REUTERS

За биографию легендарного Джона Нэша, нобелевского лауреата, страдавшего от шизофрении, американка Сильвия Назар была номинирована на Пулитцеровскую премию. А экранизация книги «Игры разума» завоевала «Оскар» в четырех номинациях. Бестселлер, изданный в США еще в 1998 году, в ноябре выйдет на русском языке в издательстве Corpus (перевод Анны Аракеловой, Марьяны Скуратовской и Натальи Шаховой). Под занавес нобелевской недели Slon Magazine публикует фрагмент из книги — о том, почему Нэшу не хотели вручать Нобелевскую премию и как сама премия по экономике висела на волоске.

Ассар Линдбек вошел в состав комитета по экономической премии в 1969 году, а его председателем стал в 1980-м; при этом он играл определяющую роль в процессе выбора лауреатов на протяжении всей истории этой премии. Высокий, рыжий, мощного телосложения, он похож на начальника цеха или шахты. Родом он с дальнего севера Швеции, слегка прямолинеен, более чем слегка резок. У него есть свое — очень твердое — мнение относительно почти всех вопросов, которые занимают его живой ум, в результате чего в академии он довольно-таки непопулярен. Однако ему присуще особое грубоватое обаяние и сухой, невозмутимый юмор. Художник-любитель, он может появиться на заседании комитета с кляксами краски на роговых очках. В его университетском кабинете висит огромная — и чрезвычайно выразительная — эротическая картина.

Линдбек — самый влиятельный шведский экономист. В Швеции, где наука, государственное управление и промышленность издавна тесно переплетены, ведущие экономисты имеют гораздо больше политической власти, чем в США. Первый председатель комитета, Бертиль Олин, годами был лидером шведской оппозиции. Нобелевский лауреат 1974 года Гуннар Мюрдаль был министром в социал-демократическом правительстве. Сам Линдбек был протеже премьер-министра Улофа Пальме, занимал множество политических должностей в качестве советника и с шестидесятых годов участвовал в большинстве общественно-политических дебатов.

Имя Джона Нэша как претендента на Нобелевскую премию впервые всплыло в середине восьмидесятых.