Сторонники Дональда Трампа

Сторонники Дональда Трампа

Gretchen Ertl / REUTERS

В книге «Демократия для реалистов» американские политологи Кристофер Эйкен и Ларри Бартельс проанализировали социологические данные о том, как люди голосуют, и пришли к выводу, что люди выбирают кандидатов не потому, что согласны с их программами – чаще всего опрошенные избиратели даже не могут вспомнить, что в них было. Делая выбор, люди стараются примкнуть к группе «своих», «таких же как я». Выбор этой группы часто происходит в детстве, а главные ориентиры ребенок усваивает от родителей: мы всегда были за «этих» и против «тех». Этот выбор часто не зависит от реальной пользы или вреда, которые «свои» могут принести сторонникам. Миллионер, например, может поддерживать демократов, которые хотят повысить его налоги для богатых.

В ожидании Перо

Эта теория группового поведения отчасти объясняет неожиданную популярность Дональда Трампа. Трамп нарушает все принятые в Америке нормы, оскорбляет инвалидов, женщин, темнокожих и мексиканцев. При этом оказывается, что существует огромная группа людей, которые долго подавляли в себе желание обматерить всевозможные меньшинства, и теперь радостно приветствуют «своего парня»: оказывается, это можно, мы зря сдерживались. Часто пишут, что это группа обиженных, не попавших на «пароход современности»: автосборщики из Детройта, которых заменили роботы, молодые люди, у которых нет денег на высшее образование, работающие семьи, у которых нет денег на медицинскую страховку. Но это не совсем так. По подсчетам журналистов, средний доход представителя этой группы – около семидесяти тысяч долларов в год. Это культурная, а не экономическая обиженность.

В 1992 году уже имел место похожий эпизод, когда малоизвестный (в отличие от Трампа) техасский миллионер Росс Перо неожиданно возник как кандидат в президенты. Его внезапная популярность была настолько велика, что журнал Time поместил его портрет на обложку с надписью «В ожидании Перо» (имея ввиду знаменитую пьесу Беккета «В ожидании Годо»). Его программа основывалась примерно на тех же лозунгах, что и программа Трампа: сбалансировать федеральный бюджет, сократив расходы на науку, культуру, медицину и помощь бедным, облегчить продажу оружия, покончить с глобализацией, сохранив рабочие места в США. От Трампа Перо отличался интересом к «электронной демократии» – это такая технологическая утопия, где каждый получает право голосовать нажатием кнопки на компьютере – как будто политико-экономическая структура выборов зависит от технологии голосования. Так же как и Трамп, Перо скандалил со своей избирательной командой и в конце концов полностью провалился, что наверняка произойдет и с Трампом.

Если искать истоки сегодняшней поляризации, имеет смысл начать с двух групп иммигрантов, из которых возникла Америка и которые до сих пор во многом определяют ее политический горизонт.