Остановка без объявления
– В марте «Невафильм» выпустил обзор, где Вы говорите, что практически все проекты строительства в России кинотеатров заморожены. Но за месяц до этого в газетах были новости о том, что несколько предпринимателей собираются строить сотни кинотеатров. Вы эти планы не учитывали? – Эти новости – чтоб было, что написать газетам. Я бы серьезно это не воспринимал. Мы не говорим, что все заморожено. Мы говорим, что много проектов остановлено, причем проектов не этого года, а года следующего. Проекты этого года, в основном, так или иначе доделают. – То есть просто новые не стартуют? – Те, что на этапе фундамента, которые проще остановить, чем строить – те остановят. Что проще достроить, то достроят, потому что построить здание на 90% и остановиться – это глупо. Что касается газет, то у них, видимо, был некий информационный вакуум, почему и появился цикл статей о новостях полугодичной давности. Эти проекты существуют, люди ходят, чешут репу над ними. У нас ведь как делается? Сперва заявили, потом одни пошли искать деньги, другие – кинотеатры. Поэтому у любого спросите: «Вы готовы открывать новый кинотеатр?» Ответят: «Конечно, готовы!" И сидят ждут, пока какой-нибудь вариант предложат. И так будет в любой сфере деятельности. Таких людей, которые скажут: все, больше мы принципиально никуда не будем вкладывать, нет. Тем, кто занимается предпринимательством, к ним придут и скажут: вот классный проект, может, даже бесплатный, готов? Да, конечно, мне интересно, давай. А если нужно вложить $10 млн – скажут: ну да, но, наверное, пока рано. Поэтому то же самое, что у Эдуарда [Пичугина, совладельца компании «Россинемаинвест»] происходит, чтобы все состоялось, должны притечь некие деньги, с другой – некие кинотеатры «на местах», которые готовы под эти деньги подписаться. Сейчас спроси у любого кинотеатра: «Готовы продаться?» – «Да, готовы. Заплатите, условно говоря, десять миллионов, я продамся». «А готовы продаться за сто тысяч?» – «Нет, за сто тысяч не готов». Спрос насытился – Получается, никаких новых проектов просто не существует? – Никаких революций нет. Есть вялотекущее движение. Есть некие торговые центры, например, в Самаре ребята почти достроили. Без кинотеатра им нельзя, потому что народ к ним не идет, там целый этаж будет закрыт. За деньги никто не хочет к ним заходить, потому что смысла сегодня особого уже нет, потому что Самара достаточно насыщенный кинотеатрами город. Что делать? Можно самим открыть. Можно попросить кого-то открыться и дать, грубо говоря, отсрочку оплаты на пять лет. Вот они откроются, и летом можно будет говорить: несмотря на кризис, в Самаре открылся новый восьмизальный кинотеатр. Но он открывается вынужденно, потому что все уже построено, нужно открываться и хоть что-то зарабатывать. – Спрос в кризис упал? – Это все не столько связано с деньгами или с российской экономической ситуацией. Просто сама бизнес-идея мультиплексов в торговых центрах подошла к определенному порогу. Если посмотреть на крупные города, то все что хотели и где хотели уже, в принципе, построили. И новый проект уже не даст в два раза больше денег. Это в 2004-м была новая бизнес-идея. Это хорошо заметно. В 1996-м идея была – взять старый кинозал, помыть его, покрасить свежей краской. За это все зацепились и пошли свои ДК перекрашивать. Потом в начале 2000-х появилась идея: давайте строить многозальники, перестраивать залы. В 2004-м массово пошла тема: давайте строить залы в торговых центрах. Это Москва, Питер, через год решили: давайте пойдем в регионы, потому что в Москве и Питере уже все за разумные деньги построили. И объявили: идем в регионы. Вот все пришли в регионы, там построили, а дальше-то двигаться некуда. – Свободное место закончилось? – Везде в крупных городах все уже есть. Даже та статистика, о которой мы говорим, она считает современные кинотеатры. Но мы не говорим, что у нас всего две тысячи экранов. Я бы сказал, что всего их около трех тысяч, потому что есть масса кинотеатров, которые мы не включаем в статистику – в ДК, например, которые показывают кино пятым экраном – но ведь показывают. Это же сказки, что маленькие города умирают без фильмов. У них есть бесплатное телевидение, бесплатный «Триколор», диски пиратские или не пиратские. Они смотрят кино, но не готовы тратить деньги на досуг. Москва, Питер, крупные города – у них есть деньги, там люди в кинотеатрах тусуются. В маленьких городах все по-другому, поэтому это миф, что стоит там поставить кинотеатр, и все потекут туда. В лучшем случае в субботу вечером сходят в кино, но в понедельник ходить не станут. Я просто сам из маленького города, был недавно. Очень хороший город, все чисто, люди живут, зарабатывают деньги, но нет кинотеатра. Я их спрашиваю: как же так? А мне отвечают: а зачем? Мы с ребятами собрались, и все. Там народ не пьет, просто у них другое ощущение свободного времени. Так что поэтому все и остановилось. Сейчас просто нет никакой идеи фикс. Логический конец – То есть и без кризиса все бы остановилось, но несколько позже? – Естественно, просто кризис все усугубил. – А проект Минкультуры о строительстве 500 кинотеатров в малых городах – он тоже не способен привлечь инвесторов? – В принципе, во всех маленьких городах, где этого хотят, что-то уже происходит, там показывают кино. В принципе, проблемы запустить кинопоказ у нас нет. В 2006 – 2007 годах, когда у муниципалитетов появились какие-то деньги, все отремонтировали дома культуры, там концерты проходят, кино показывают. То есть, как таковое кино у них есть. А министерство культуры должно же что-то делать, там тоже есть люди, которые хотят на этом заработать и эту тему толкают. Но это идеология 20-го века. Все помнят, как в детстве стояли очереди в кинотеатры, и считают, что и сейчас так должно быть. А мир стал немножко другой. Отсутствие новой «идеи фикс» – Но если сейчас появится такая «идея фикс», то процесс может, даже несмотря на кризис, пойти? Какой может быть эта идея? – Если вернуться к малым городам, то если бы это было коммерчески выгодно, то это давно бы уже сделали. В принципе, идея прийти туда, где нет кинотеатра, и его построить, она банальна. Если ее не реализовали, значит, на это есть причины. А какой будет новая концепция – кто знает. Пока она родится, пока ее испробуют... – Может быть, опять что-то за рубежом позаимствовать, как идею мультиплексов? – Так как мы [в 90-х годах] все раздолбали, то когда мы начали строиться, то начали строиться с лучших экземпляров. А на Западе еще три-четыре года назад была популярная тема переоборудовать кинотеатр и делать наклон в зале. Мы же изначально так строили. Поэтому нет такого кинотеатра, на который надо было бы посмотреть и сказать – ага, вот как надо строить. Я со многими общался, приезжал, например, в Лондон и просил: покажите нам суперкинотеатр, чтобы можно было что-то позаимствовать. Мне говорят: вот есть старинный английский клуб – вот это прикольно. А такого, чтобы были технологии нового века – нет. Поэтому если говорить о количественном росте, то пока таких фишек и идей нет, и, возможно, не будет. Как сказали на совещании в том же Министерстве культуры, нет смысла строить консерваторию в каждом селе. У нас школ нет в каждом селе, поэтому я не думаю, что кинотеатры будут в каждом населенном пункте. У меня сестра живет в Германии в городе, в котором 50 000 жителей. У них нет кинотеатра, они в кино ездят за 40 – 50 километров в соседний город. Это 20 минут езды, примерно как у нас на троллейбусе до центра города доехать. И они не страдают от того, что у них в городе нет кинотеатра. Возможно, прорыв мог бы быть в качестве – это 3D, переход с пленки на цифровые носители. Это попытка найти новую фишку, но она не меняет количественные показателей, только качественные. Но тут тоже все упирается в то, есть ли деньги у кинотеатров, есть ли дешевые кредиты, лизинг и прочее, потому что это оборудование в шесть-семь раз дороже того, что у них сейчас стоит.