Правоохранительные органы и спецслужбы – закрытая от посторонних глаз территория, но процессы внутри этих ведомств влияют на всю внутреннюю и внешнюю политику России: в министерствах и разведывательных управлениях идут подковерные игры, возникают и исчезают целые подразделения, меняются руководители – все это потом выливается в задержания, аресты и спецоперации. Год назад Republic рассказал о важных перестановках в спецслужбах. Что изменилось с тех пор? Журналист Илья Рождественский перечисляет четыре самых важных сюжета последнего года и главных действующих лиц.
В «Роснефть» и обратно
Те, кто следит за делом Алексея Улюкаева, должны были слышать об Олеге Феоктистове, чью роль в самом громком уголовном процессе последнего года еще предстоит прояснить. Выходец из ФСБ, Феоктистов пришел на должность руководителя службы безопасности и вице-президента «Роснефти» в сентябре прошлого года. А в ноябре Улюкаева задержали с $2 млн прямо при выходе из офиса нефтяной компании. Уже в марте 2017-го стало известно, что Феоктистов ушел из «Роснефти» и, как выразился глава компании Игорь Сечин, «вернулся на службу».
Почему Феоктистов провел на новом месте работы только полгода, неизвестно до сих пор, но высокопоставленный собеседник Republic в ФСБ объясняет логику событий так: в предвыборный год президент не захотел упрочивать позиции и без того могущественной компании за счет одного из самых влиятельных силовиков; по словам источника, это решение было обусловлено еще и «исключительной активностью» по делу Улюкаева. Как отмечает издание The Bell, в контрразведке, то есть на старом месте работы, Феоктистову места не нашлось. Это же подтверждают два источника Republic в ФСБ. Один из них указывает, что генерал оказался слишком «засвечен» в СМИ, чтобы продолжить работу в ФСБ. Источник, близкий к руководству ФСБ, говорит: «Сейчас Феоктистов числится в резерве ФСБ и ждет пенсии».