Фото: Lucy Nicholson / Reuters

Фото: Lucy Nicholson / Reuters

Новый год и Рождество у большинства ассоциируются с радостью, теплотой, общением с близкими, приятными сюрпризами и даже чудесами. Радостную атмосферу поддерживает буквально все, что мы видим вокруг: украшения в офисах, витринах магазинов и окнах домов, рекламные ролики, кино. Но для многих это же время – пора повышенной нервной нагрузки, стресса и дурного расположения духа. Предновогодняя суматоха вызывает тревожность и ощущение одиночества. Можно ли говорить об особой новогодней депрессии?

Причин для возникновения праздничной апатии немало. Для большинства из нас конец года – повод подводить итоги, вспоминать хорошее и плохое, и такие воспоминания могут дать дополнительную психологическую нагрузку. Особенно тяжело приходится тем, кто потерял близких, потому что Новый год и Рождество воспринимаются как семейные праздники. Кроме того, зимние каникулы – время ожиданий. Мы надеемся, что будем веселиться, наслаждаться общением в кругу семьи и друзей, получим подарки, дождемся исполнения желаний и надежд. Хотим мы этого или нет, нас наполняют эмоции, и важно даже не то, как они окрашены – в светлые или темные тона, – а то, что их больше, чем обычно.

Для очень многих декабрь к тому же – месяц усиленной активности на работе: отчеты, бюджеты, закрытие проектов, подготовка и проведение новогоднего корпоратива. Все это для кого-то становится сильным стрессом, для кого-то умеренным напряжением, но то, что это время большей, чем обычно, нагрузки, бесспорно. Наконец, праздники становятся очевидным финансовым бременем: подарки, рестораны, новогодний стол, отпуск – они требуют внимания, времени и денег, и все прямо сейчас, без возможности отложить часть дел на потом. От новогоднего стресса не застрахованы даже те, кто наслаждается праздниками и с удовольствием бегает за подарками. Опрос Американской психологической ассоциации показал, что наравне с положительными эмоциями – радостью, хорошим настроением, приливом энергии – большинство ощущают усталость, раздражение и грусть.