Гендер – это биологическая определенность или это вопрос социальной и культурной идентичности? Как гендерная идентичность управляется обществом? Что такое гендерное гражданство? Почему архаично бинарное противопоставление полов? Об этом и многом другом социолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, содиректор программы гендерных исследований Анна Темкина рассказала на лекции в рамках Зимней дискуссионной школы GAIDPARK, организованной Фондом Егора Гайдара.
В одном из центральных для гендерных социологов журналов «Gender and Society» (2014 год) описан нетривиальный случай. Действие происходит в Америке, где живет семейная пара – Кристи Ли и Джонатан. В 1996 году Джонатан умирает и, как считает его жена, умирает из-за медицинской ошибки. Она хочет подать в суд, чтобы разобраться с этим случаем. Но судья, прежде чем принять дело к рассмотрению, хочет убедиться в законности их брака, потому что подавать в суд данного штата можно, только если брак законен. В чем проблема? Свидетельство о браке есть. Но в 1970 году Кристи изменила пол. Биологический мужчина прошел операцию и стал тем, что мы сейчас называем трансгендерной женщиной, то есть женщиной не от рождения. Эта трансгендерная женщина имеет сертификат о том, что она женщина, которая прошла хирургическую операцию и вышла замуж за того, кто называется цис-гендерным мужчиной. Цис-мужчина – термин, который противопоставляется трансгендеру, – это мужчина, чей биологический пол совпадает с социальным. В результате проверки хромосом подтверждается, что Кристи – биологический мужчина. Брак признается незаконным, и она не может ходатайствовать о том, чтобы дело о медицинской ошибке было рассмотрено в суде.