Место столкновения велосипедистки и Uber. Фото: Rick Scuteri / Reuters

Место столкновения велосипедистки и Uber. Фото: Rick Scuteri / Reuters

В Аризоне беспилотный автомобиль Uber сбил насмерть женщину, которая пересекала дорогу на велосипеде. Компания сразу же прекратили испытания своих автономных каров, а мировые СМИ поспешили поставить крест на программах по тестированию самоуправляемых машин. Разбираемся, что произошло на дороге и почему выводы об опасности беспилотников преждевременны.

Что произошло?

Поздним вечером 18 марта в городе Темпе, штат Аризона женщина на велосипеде выскочила на дорогу и попала под колеса самоуправляемого Volvo, который участвует в тестировании Uber. Машина не остановилась и наехала на человека. Внутри автомобиля находился водитель, но он не успел отреагировать на появление пешехода. Женщину доставили в больницу, там она умерла, не приходя в сознание.

Что известно полиции?

Главное – женщина переходила дорогу в неположенном месте. Автомобиль Uber оснащен двумя камерами, которые записали инцидент. Велосипедистка попала под машину примерно в ста метрах от освещенного регулируемого пешеходного периода. Как пишет San Francisco Chronicle, она выскочила на дорогу «из абсолютной темноты».

Глава местной полиции уверен, что «ни человек, ни автопилот» не смогли бы предотвратить аварию. Машина ехала со скоростью 38 миль в час при разрешенных 35, что нельзя считать серьезным нарушением. Женщину погубило то, что она «внезапно» появилась на дороге с плохим освещением. Вероятность того, что Uber будет признан виновным – минимальная, считает шериф.

Uber приостановил все испытания автономных автомобилей

Компания прекратила тестирование в Сан-Франциско, Финиксе, Питтсбурге и Торонто. Испытания остановлены на неопределенный срок.

TechCrunch уточняет, что для Uber – это первый случай, когда беспилотник стал виновником гибели человека. Издание, в числе многих, считает, что инцидент окажет серьезное влияние на регулирование тестов автономных машин.

Это не первая авария с участием беспилотника Uber

В марте 2017 года в Аризоне уже происходила авария с участием беспилотного автомобиля Uber. К счастью, инцидент обошелся без жертв, но компания тогда тоже останавливала все испытания на время расследования. Беспилотник поворачивал налево на перекрестке, и в этот момент в него въехал другой автомобиль. Полиция признала виновником второго водителя, который нарушил правила дорожного движения.

Беспилотные автомобили все еще безопаснее обычных водителей

Безусловно, для Uber гибель человека в результате аварии с участием ее автомобиля – тяжелый удар, из-за которого компания понесет репутационные потери. Тем не менее, под утверждениями о том, что всю индустрию после этого случая ждут серьезные ужесточения, нет никаких серьезных аргументов.

Вспомним знаменитую аварию с участием Tesla Model S в Нидерландах. Седан влетел в дерево на огромной скорости, водитель погиб на месте. Столкновение было таким мощным, что спасателям понадобилось около двух часов, чтобы извлечь тело погибшего. Все поспешили обвинить Tesla в том, что ее автопилот виновен в смерти водителя. Вот только через некоторое время расследование показало, что водитель сам отключил автопилот на опасном участке и разогнался до 155 километров в час.

А теперь немного статистики. К примеру, Wired приводит следующие цифры по США: в 2017 году на американских дорогах погибло около 40 тысяч человек. Как минимум шесть тысяч из них – пешеходы (в среднем, 16 пешеходов в день).

Да, против Uber, Tesla и Waymo говорит тот факт, что обычные водители убивают примерно одного человека на каждые 100 млн миль, которые проезжают все автомобили в США. Главные разработчики беспилотных машин даже и близко не приблизились к таким значениям по пройденному расстоянию, но их авто уже приводят к летальным авариям. Важно и то, что пока на дорогах США слишком мало беспилотников. К примеру, в Калифорнии 27 авторизованных компаний тестируют около 200 автономных машин.

Важно понимать, что автопилот – не панацея от аварий, трагические ситуации неизбежны. Но в среднем, уверены эксперты, внедрение беспилотных автомобилей снизит число происшествий и сохранит большое количество человеческих жизней, ведь в 90% случаев причина аварии – человеческий фактор. «Они [машины] не садятся пьяными за руль. Они не заснут во время вождения. Они не будут отвлекаться за игрой в Pokémon Go», – говорил автомобильный эксперт Хуссейн Диа.

Что еще почитать

1. Беспилотный электромобиль в аренду. Каким будет транспорт будущего? В этой статье мы подробно разбирали текущее состояние автопилотов и их перспективы.

2. 2017 год в целом был трудным для Uber: обвинения в сексуальных домогательствах, слежке за чиновниками, смена руководства. Предлагаем шесть советов, которые пошли бы компании на пользу.

Текст: Никита Соколов