Tesla с системой Autopilot. Фото: tesla.com

Tesla с системой Autopilot. Фото: tesla.com

С начала XX века мечтатели верили: автомобиль будет перемещаться по воздуху; в 1924 году журнал Popular Science отводил на реализацию этого прогноза каких-то 20 лет. К середине столетия летающие машины стали стандартом в научной фантастике — их появления ждали в начале XXI века. Реальность оказалась прозаичнее: все главные прототипы такого транспорта — неуклюжие дроны; летательный аппарат Ларри Пейджа, который обещали запустить в продажу в 2017 году, тихо пропал; Uber кормит публику концептами воздушного такси на бумаге.

Реальная дискуссия о будущем автомобильной промышленности строится вокруг трех ключевых вопросов: кто будет за рулем такой машины — водитель или искусственный интеллект, какой источник энергии она будет использовать и сохранит ли автомобиль статус личной собственности, или люди полностью перейдут на совместное его использование. X — самоуправляемость; Y — электричество; Z — каршеринг — три оси координат, по которым движется автомобиль будущего.

X — самоуправляемость

В 2017 году мы стали свидетелями настоящего смотра достижений беспилотного хозяйства. Чуть ли не каждый день очередная компания представляла свой концепт машины без водителя или даже без руля вообще. Среди тех, кто включился в гонку, как традиционные автопроизводители (Volkswagen, Volvo, Fiat Chrysler, BMW, Ford), так и технологические компании (Nvidia, Apple, Google, Uber, Tesla, Intel и много других). У кого-то мощности позволяют создавать собственные беспилотные автомобили; те, у кого такой возможности нет, закупают машины и разрабатывают под них специальное программное и технологическое обеспечение.

Что нужно знать об автопилотах?

  • Беспилотные автомобили на массовом рынке есть уже и сейчас, но на самом деле слово «беспилотный» пока сильное преувеличение.
  • Всего существует шесть уровней автоматизации. На нулевом уровне ее нет вообще. Первый — это адаптивная система круиз-контроля. Пятая ступень — полная автоматизация (пример — роботизированное такси). Между ними — различные промежуточные варианты.
  • На Tesla Илона Маска стоит система Autopilot (второй уровень автоматизации) — компьютер полностью берет на себя все управление, но водителю нужно следить за происходящим и быть готовым вмешаться в процесс.

Насколько автопилоты безопасны?

В 2017 году Tesla попала в большой скандал: машина, которая была под управлением Autopilot, попала в аварию, водитель погиб. Этот инцидент стал первым в истории. В результате расследования выяснилось, что в течение всей 37-минутной поездки водитель держал руки на руле только 25 секунд. Уже после аварии Tesla выпустила обновление, по которому автомобиль начинает сбрасывать скорость вплоть до полной остановки, если на руле нет рук. Но энтузиасты придумали, как обойти это ограничение, — достаточно закрыть датчик апельсином.

https://www.youtube.com/watch?v=Hl9y7v8UohM

Автопилот — не панацея от аварий, трагические ситуации неизбежны. Но в среднем, уверены эксперты, внедрение беспилотных автомобилей снизит число происшествий и сохранит большое количество человеческих жизней, ведь в 90% случаев причина аварии — человеческий фактор. «Они [машины] не садятся пьяными за руль. Они не заснут во время вождения. Они не будут отвлекаться за игрой в Pokémon Go», — говорил автомобильный эксперт Хуссейн Диа.

Ольга Ускова, президент российской компании Cognitive Techologies, которая разрабатывает собственное беспилотное обеспечение, отметила в разговоре с Republic, что уже сейчас с внедряемыми беспилотными функциями кривая аварий пошла вниз. «Беспилотный автомобиль по первому году внедрения на 48% снизит аварийность на дорогах мира», — считает она.

Кто приблизился к настоящей автоматизации?

Один из самых успешных примеров — проект Waymo от Google. В конце октября прошлого года журналистов катали на автомобиле без водителя в искусственном городе неподалеку от Сан-Франциско. Машина ехала сама, водительское место оставалось пустым. Но все же репортеры отмечали недочеты: автомобиль ехал на маленькой скорости и по заранее выбранному маршруту. Также не были смоделированы ситуации, когда он мог попасть в пробку или опасно сблизиться с другой машиной.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=59&v=aaOB-ErYq6Y

Позднее Waymo начала тестировать свои автомобили уже в настоящих полевых условиях. В общей сложности, утверждали в компании, испытания проводили в 24 городах по всем США, в каждом из них автомобили сталкивались с разными погодными условиями и состоянием дорог. В Сан-Франциско беспилотным машинам придется работать в условиях плотного тумана, крутых холмов, тысячи велосипедистов, пешеходов и не самых законопослушных водителей. Недавно автомобили начали испытывать и в Атланте — городские полигоны для испытаний разрастаются с каждым месяцем.