Разговоры о том, что фейсбук — это абсолютное зло, отнимающее у человечества миллионы часов, не утихают уже давно. Чем больше становится пользователей соцсети (рубеж два миллиарда был пройден летом прошлого года), тем чаще звучат призывы отказаться от нее или хотя бы уделять меньше внимания (про случаи болезненной зависимости стоит говорить отдельно). Но когда компания, главное сокровище которой — личные данные пользователей, оказывается в центре скандала о массовой утечке той самой персональной информации, немногочисленные призывы перерастают в массовый бойкот. После скандала с Cambridge Analytica десятки тысяч пользователей стали публиковать твиты с хештегом deletefacebook, идею отказа от соцсети поддержали многие технологические обозреватели и даже некоторые предприниматели Кремниевой долины.
Какой ты избиратель Трампа?
Британская компания Cambridge Analytica получила личные данные 50 млн пользователей фейсбука через психологический тест, смоделировала их поведение, а затем показывала политическую рекламу в пользу Дональда Трампа во время предвыборной кампании 2016 года. Расследование о деятельности фирмы опубликовали New York Times, Guardian и Channel 4.
Cambridge Analytica была основана в 2013 году семьей Мерсер — одними из главных доноров предвыборного штаба Трампа. На бумаге Cambridge Analytica проводит маркетинговые исследования, занимается анализом аудитории соцсетей, но на деле реализует рекламные кампании, в которых месседж от заказчика доносится до людей максимально эффективно.
Фирма имеет офисы как в США, так и в Великобритании. Ее вице-президент — Стивен Бэннон, тот самый бывший советник Трампа, которого считают ответственным за формирование предвыборной программы миллиардера (также на его счету работа в Breitbart — американском сайте для ультраправых). Еще одно важное имя — Александр Коган, британский профессор психологии с российскими корнями. Именно он разработал тест, который собирал личные данные пользователей фейсбука.
Вопросы ориентировались на анализ личности пользователя. Юзера спрашивали об убеждениях, особенностях характера, всевозможных предпочтениях и многом другом. Опросник прошли около 270 тысяч человек, но Cambridge Analytica из-за согласия пользователей получила доступ к данным 50 млн человек. Big data, собранные при помощи теста, позволяли сконструировать довольно точную картину политических предпочтений избирателей. Статистика показывала, что некоторые особенности характера или личные качества совпадали с выбором партии или кандидата. Дальше — предположения, что именно благодаря базе данных Cambridge Analytica Трамп смог достучаться до миллионов американцев и обратить их голоса в свою пользу.