Санкт-Петербург. Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

Санкт-Петербург. Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

Как в городах России обычно появляются велодорожки? Выглядит это примерно так: во время поездок по городу мэр с главой какого-нибудь департамента осознают, какой же у них классный город и как хорошо здесь жить! Такой красоте не хватает всего одного – велосипедистов, ведь это так модно и по-европейски. После этого в системе документооборота появляется факсограмма: срочно сделать велодорожки и доложить о результатах через неделю. Через год, не дождавшись пробок из велосипедистов, проект сворачивают под напором жалоб пешеходов. Почему так получается?

Дорожки есть, а людей нет

Проблема велоинфраструктуры в России кроется не в климате или менталитете, а в управлении. Кризисное управление городами без какой-либо стратегии и системности приводит к появлению единичных дорожек по воле мэра или начальника. Чаще всего это не транспортные, а имиджевые проекты, главное – красиво сфотографировать и сделать слайд для презентации. Кроме того, исполнителями ставят людей без знания темы и уже загруженных повседневной работой.

Чтобы велосипед стал удобным транспортом, нужно соблюдать три принципа: сеть должна охватывать весь город; дорожки быть безопасными для езды ребенка; сначала инфраструктура – потом велосипедисты. Ждать запроса и лишь потом делать дорожки – все равно что мерить актуальность постройки моста количеством переплывающих реку людей.