На акции «Бессмертный полк» в Москве, 2015. Фото: Дмитрий Доронин

На акции «Бессмертный полк» в Москве, 2015. Фото: Дмитрий Доронин

В 2012 году в Томске происходит событие, последствия которого мы все знаем – Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин, Игорь Дмитриев проводят первую акцию «Бессмертный полк». В основе этого движения лежала благая идея – сохранить в современном обществе, постепенно остающемся без ветеранов войны, интимную, семейную память о воевавших и погибших. Для этого в Томске предложили нести фотографии солдат, чтобы павшие и подзабытые прошли строем еще раз. Идея витала в воздухе – что-то подобное предлагали в то же время и в других местах. Так, например, в 2013 году в Ульяновске родилась идея акции «Мои сражались за Родину»: ее автор предложила выставлять в окнах квартир и учреждений портреты погибших на войне. Но ни одна из предложенных идей не имела такого ошеломительного успеха, как томский «Бессмертный полк» – именно в этом формате можно было не просто помянуть тех, кто воевал, но помянуть через публичное действие.

И вот прошло несколько лет. Начиная с 2014 года и по настоящий момент вокруг «Бессмертного полка» не утихают бесконечные споры и скандалы. Участники «Бессмертного полка» активно выкладывают свои селфи на фоне старых фотографий и георгиевских ленточек, а их оппоненты сопровождают такие посты язвительными репликами «трупоносы» и «победобесие».

Почему так произошло? Почему страх перед потерей личной, семейной памяти о войне привел к новой войне? Конечно, это война символов, но все же это война. Общая тенденция в СМИ – объяснять эту символическую войну политической мобилизацией последних лет. Но дело в том, что если мы считаем людей не безголовыми куклами, которые пассивно и бездумно подчиняются любой «инициативе сверху», а полноправными субъектами, то мы должны пытаться увидеть и объяснить их внутреннюю мотивацию, а не просто сказать: это все «политическая мобилизация» и «их всех заставили».

Для ответа на этот вопрос наша антропологическая группа изучает, как люди празднуют День Победы на самом низовом уровне – не только в мегаполисах, но прежде всего в маленьких городах и деревнях и в самых разных частях нашей страны. В этой колонке – короткий рассказ о том, как празднуется День Победы и проводится «Бессмертный полк» в небольшом городе N. Город N существует – но пусть читатель не пытается его угадать. А вместо этого посмотрит вокруг себя внимательно – с очень большой вероятностью он узнает свой, ибо происходящее типично.