«В этой книге я собрала идеи о том, как привести пространство вокруг вас в порядок так, что это изменит вашу жизнь навсегда» – так начинается одна из популярнейших книг последних лет, бестселлер японки Мари Кондо. В книге она дает советы по избавлению от хлама и организации не только помещений, но и мыслей. Если судить по объемам и географии продаж пособия (свыше 5 млн экземпляров в 41 стране), бесполезные вещи, которые жалко выкидывать, – болезнь всего человечества.
Мы живем дольше, постепенно становимся богаче, и как следствие в наших домах появляется все больше вещей – одежды, которую мы уже не носим, непригодившихся подарков, предметов, которые сломались или стали хуже работать, но кажутся слишком значительными, чтобы просто выкинуть – от техники до кухонной утвари. Как следствие, мы храним куда больше, чем используем. Книга Кондо, вышедшая в 2011 году на японском и в 2014-м на английском, запустила настоящую волну увлечения организацией пространства. Избавление от лишнего неожиданно стало темой, интересной не только домохозяйкам: утверждение автора, что «жизнь по-настоящему начинается только когда дом приведен в порядок», оказалось актуальным для самого широкого круга людей, от школьников до топ-менеджеров. В 2015 году журнал Time назвал Кондо одной из 100 наиболее влиятельных людей планеты.
Так или иначе тема уборки сегодня всплывает всюду. Вот еще одна японская книга, написанная монахом Шукеем Матсумото, который приглашает всех желающих заняться ей в храме, «очищая лампы и инвентарь так нежно, будто вы полируете свои сердце и душу, чтобы они засияли». Автор обещает, что эта практика улучшит состояние не только пространства вокруг, но и мыслей и отношений с окружающими. И другой бестселлер: книга шведской писательницы Маргареты Магнуссон о döstädning – понятии, образованном от шведских слов «смерть» и «уборка». Концепция «достаднинга» призывает к отказу от хлама до того, как с вами что-то случится и этим придется заниматься вашим близким. По мнению Магнуссон, это редкий подарок, который мы можем сделать родным после смерти: облегчить для них процесс разбора вещей, сгладить переживания и может быть даже – уберечь их от какой-то информации о нас, которая может их расстроить.
Благодаря Кондо минимализм стал мейнстримом, трендом, образом жизни, констатирует Forbes. Люди начали перебираться в маленькие дома, сокращать гардероб и раздавать вещи тем, кому они нужны больше. Подвиги самоограничения документируют бесконечные блогеры, об их положительных эффектах рассказывают телешоу; появились движения и «челленджи», участники которых оставляют себе не более заданного количества вещей (например, 33 предмета одежды или 100 личных вещей в общем и целом); онлайн можно найти огромное количество списков вроде «50 предметов, которые нужно выкинуть», а офлайн – посетить лекции о том, как сделать это правильно.