Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына

Три года назад директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с другими руководителями московских музеев подписала открытое письмо с требованием наказать активистов движения «Божья воля», повредивших на выставке в Манеже несколько скульптур Вадима Сидура. Трегулова и ее коллеги требовали защитить Манеж от вандалов, потому что иначе «ни один музей в нашей стране не будет застрахован от погрома людьми, считающими себя вправе поднимать руку на то, что является культурным достоянием общества и государства». Теперь самое время вспомнить это мрачноватое предсказание – спустя три года после него человек, называющий себя поклонником Ивана Грозного, уже в ведомстве самой Трегуловой, в Третьяковке напал на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – полотно повреждено, вандал задержан, комментаторы рассуждают об атмосфере ненависти.

2018 год закончится еще нескоро, но в историю отечественного музейного дела он уже вошел и стоит теперь через запятую с 1985 годом, когда в Эрмитаже вандал облил серной кислотой «Данаю» Рембрандта. Ранжировать преступления – последнее дело, но атака на «Ивана Грозного» все же больше напоминает трехлетней давности атаку на Сидура, а не историю с «Данаей». Рембрандт в Эрмитаже висел двести лет, не вызывая никаких споров и конфликтов, а сюжет с убийством сына Ивана Грозного – наоборот, вечнозеленая тема исторических и политических дискуссий, обострившихся в последние годы, как считается, с подачи бывшего орловского губернатора Вадима Потомского, который открыл в Орле памятник Ивану Грозному и настаивал на том, что Иван-младший умер сам по дороге из Москвы в Петербург. О том, что Иван Грозный не убивал своего сына и был оклеветан врагами, говорил и Владимир Путин. Даже если воронежец Игорь Подпорин, разорвавший картину Репина, действительно, как он утверждает, выпил водки и утратил контроль над своими действиями, эти действия невозможно отделить от контекста – человек не просто напал на картину, а включился в большой спор по ее поводу, то есть поступил не как музейный сумасшедший, а как «православный активист» того типа, который так хорошо знаком всему московскому художественному сообществу – такие люди ходят по спектаклям и выставкам, срывают их, портят работы художников, и их визиты, кажется, уже проходят по категории обязательных рисков для любого художественного мероприятия. Просто до сих пор в зоне риска находилось исключительно современное искусство, а тут – чуть ли не первое посягательство на национальную классику. Классика бесспорнее Репина – только иконы. Репин, если ориентироваться на аукционы – самый дорогой русский реалист. Репину стоит памятник около Третьяковки. Картины Репина известны всем с детства, Репин наш культурный код, а Ивана Грозного в этом коде нет, его нет даже на памятнике тысячелетию России в Великом Новгороде, и вообще до Потомского Ивану Грозному памятников не ставили. Без Ивана Грозного Россия возможна, без Репина – нет.