Сторонница Дональда Трампа. Фото: Rick Wilking / Reuters

Сторонница Дональда Трампа. Фото: Rick Wilking / Reuters

Параллель, проведенная Йозефом Шумпетером между демократией и рыночным механизмом – одна из самых известных метафор в политологии. Согласно Шумпетеру, политические партии предлагают обществу некий ассортимент идеологий. Избиратели же «покупают» себе понравившихся представителей элиты, используя голоса в качестве валюты, и делегируют им властные полномочия.

С этой точки зрения процессы, которые происходят сегодня в западных демократиях – ничто иное как передел электорального рынка. Или, другими словами, предложение нынешних элит более не удовлетворяет спрос избирателей.

В 2000-х в политическом истеблишменте Запада сформировался консенсус вокруг ключевых вопросов экономической и социальной повестки дня. Левые партии признали преимущество рыночных механизмов над плановой экономикой. Правые, в свою очередь, согласились с необходимостью более активного перераспределения ресурсов от богатых к бедным, а также с мультикультурализмом – идеологией, предполагающей сосуществование в одном обществе разных культур без необходимости их ассимиляции.

Вплоть до середины 2010-х спрос электората на эти принципы оставался стабильным. Но сегодня позиции центристского истеблишмента уже не выглядят такими прочными. Свидетельство тому – рост влияния антиэлитарных сил, будь то феномен Дональда Трампа в США или брекзит в Великобритании.

Время популистов

Шведский аналитический центр Timbro провел исследование популярности левых и правых «популистских» партий в 15 странах ЕС в период с 1980 по 2017 год. По его данным, между 1980 и 2000 годами поддержка сил антиистеблишмента выросла примерно на 1% (с 10% до 11,3%). С 2010-го, однако, запрос на популистские идеи резко пошел вверх, и в 2017 году доля поддержки таких партий на выборах возросла до 18,4%.

В основе таких перемен лежат два фактора. Первый из них – рост тревоги относительно иммиграции и терроризма. Так, по данным опроса компании YouGov, в 2016 году 52% итальянских, 47% французских, 44% немецких и 38% испанских респондентов признавались, что «больше не чувствуют себя как дома» в своих странах.