Лес сплавляют по реке Енисей в Красноярском крае. Фото: Ilya Naymushin / Reuters

Лес сплавляют по реке Енисей в Красноярском крае. Фото: Ilya Naymushin / Reuters

«Кругляк в Китай – спасибо, что вы об этом сказали, обратили на это внимание», – отреагировал президент Путин на вопрос, заданный ему в ходе последней «Прямой линии». Проблема оборота российских лесоматериалов – одна из вечных тем путинского правления. Публично он обращался к ней множество раз.

«Когда обработка древесины будет осуществляться на территории России? C 1999 года рассматриваются проекты… И ни хрена не происходит. Я знаю эту болтовню, и каждый год одно и то же», – в отчаянии заявил Путин в 2006 году на совещании в Кремле с ключевыми министрами кабинета. «Гнать кругляк за границу – ума много не нужно», – говорил он три года спустя губернатору Иркутской области.

Крупнейшие в мире лесные запасы (четверть от мировых) по-прежнему вносят символически малую долю в российский ВВП (едва превышая 1%) и не делают погоды на мировом рынке лесоматериалов. Главным виновником такого положения по давней традиции объявляется Китай – с непомерными аппетитами его экономики и агрессивным подходом к освоению сырьевых ресурсов соседнего государства.

«Практически весь лесной бизнес в западной и восточной Сибири принадлежит не только китайским инвесторам, но и напрямую китайским бизнесменам, – написал недавно активист и путешественник Павел Пашков, инициировавший “Петицию в защиту лесов России от массового уничтожения”. – […] Я лично проехался по вырубкам, лично провел мониторинг ситуации и могу твердо сказать, что при таких же темпах уничтожения деревьев (причем не только деловой древесины, но и вполне обычной тайги), через 20–30 лет вместо хвойных лесов мы получим болота, степи и экологическую катастрофу». О возрастающем ущербе говорят и эксперты от российского леспрома, считая деятельность китайских фирм угрозой нацбезопасности.

Интуитивно кажется понятным: экономические стимулы Китая, где действует многолетний мораторий на лесозаготовки (в естественных лесах), противоречат российским интересам сохранения природы и развития собственной деревообрабатывающей промышленности.

Но интуиция не всегда ведет нас по верному следу. В какой мере именно Китай несет ответственность за то, что происходит с российским лесом? Следующие графики помогут в этом лучше разобраться.