Николай Орлов. Освящение монополии (Молебен в казёнке)

Николай Орлов. Освящение монополии (Молебен в казёнке)

Русского бога не я придумал, а Пушкин.

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Со времен Александра Сергеевича этот Господь с четко прописанным пятым пунктом стал очень популярен. Есть даже мнение, что он помогает нам в битвах, но мешает в экономической деятельности. Проще говоря, все более популярными становятся представления, будто православие несовместимо с развитием.

Пока в умах господствовал марксизм, на связь религии с экономикой почти не обращали внимание. Но за последнее время марксизм сник, а в образованных кругах прошел слух: был, мол, такой немецкий ученый Макс Вебер, написавший, что протестантская этика – это круто. И очень способствует духу капитализма. А раз мы в России не протестанты, то, значит, ничего нам на капиталистическом пути не светит. Кроме повышения НДС, пенсионного возраста и прочих буржуазных неприятностей. В общем, бесполезно молиться русскому богу о процветании. Лучше – о победах.

Связь религиозных верований с экономикой действительно существует, но выглядит она совсем по-другому. В те старые эпохи, когда вера для человечества значила очень много, церковь влияла на все стороны жизни и на экономику в том числе. Однако по мере секуляризации общества ее влияние сокращалось, и ныне нет совершенно никаких оснований считать, что мы можем хуже или лучше развиваться в зависимости от того, как молимся богу.