Федор Овчинников. Фото: архив пресс-службы

Федор Овчинников. Фото: архив пресс-службы

Компания Dodo Brands (развивает бренды «Додо Пицца», «Дринкит» и «Донер 42») официально заявила о намерении провести IPO в начале 2024 года и привлечь путем продажи акций от $50 до $100 млн инвестиций. Планы выхода эмитентов на биржу зачастую подвижны. Так что есть вероятность, что в данном случае они тоже окажутся скорректированы с учетом привходящих, неизвестных нам обстоятельств – каких было немало в прошлом году. Этого, к слову, не исключает и сам основатель бизнеса Федор Овчинников. Однако предыдущее развитие компании, шаг за шагом достигающей своих глобальных целей, скорее, убеждает в том, что неутомимый предприниматель и его команда справятся и с такой задачей. Готово ли государство – даже не содействовать, хотя бы не мешать реализации планов, которые бизнесмен привычно обозначил емким словом «вызов» («Никто еще не строил розничных глобальных компаний из России. И тем более таких открытых. У нас есть шанс»). А еще интересно, что думают о подобной перспективе сотрудники ОВД по московскому району Южное Медведково, как и другие представители правоохранительной системы, едва не превратившей Овчинникова в коварного наркобарона? Напомним, с каким усердием и какими методами власть в этой стране поддерживает своих предпринимателей.

Настроение основателя компании «Додо Пицца» немного расходится с моим представлением о том, как должен вести себя человек под давлением российской прокуратуры. Но с первых же слов Федор Овчинников уверяет меня, что все будет хорошо, что он продолжает мыслить позитивно и верить в здравый смысл – несмотря ни на что.

«Закладка» наркотиков в уборной одного из франчайзинговых заведений сети на окраине Москвы и попытка связать с этим делом бизнес Овчинникова, вызванного в феврале к следователю, поначалу казались недоразумением – впечатляющим даже по российским меркам (здесь наша страна всегда готова посрамить воображение создателей американского сериала «Во все тяжкие»). Перед этим в полицию поступило анонимное заявление, из которого следовало, что пиццерия «Додо» – разветвленная сеть сбыта наркотиков, закупаемых в Латинской Америке.

«Это все кажется фантастикой? Латинская Америка? Пиццерии за границей для прикрытия? Я слушал все это и хотелось себя ущипнуть, чтобы поверить в реальность происходящего. Мне кажется, самому следователю, молодой красивой девушке, было неловко от всего этого», – написал ресторатор в соцсетях по итогам дознания. Дело вскоре закрыли, но, как оказалось, ненадолго. Уже в мае прокуратура потребовала его возобновить и снова допросить всех свидетелей. Только на сей раз понастойчивее.

– Мне всегда казалось, что самый ценный актив «Додо Пицца» – незамутненный идеализм основателя. Ваша уверенность в том, что все будет хорошо при любых обстоятельствах. Но события последних месяцев – наркотики, уголовное дело, доносы и допросы – слишком плохо вяжутся с этим образом. Вы готовы признать, что вся эта история подействовала на вас отрезвляюще, как-то вас изменила?

– Я по-прежнему идеалист в методах ведения бизнеса и выстраивания доверительных отношений с людьми, которые тебя окружают. Но, поверьте, я не идеализирую Россию как место, в котором веду бизнес. Хотя здравый смысл мне подсказывает, что продолжения у этой истории быть не может.

– Помню, вы говорили так после первого допроса.

– О закрытии дела нам сказал следователь.

– Но в мае дело снова открыли.

– Да, по требованию прокуратуры, посчитавшей, что дознание велось – цитирую – «не напористо». На сей раз к следователю вызвали не только меня, но и финансового директора. А обсуждался уже не столько вопрос наркотиков, сколько структура нашей компании. Хотя с тем же успехом они могли получить эту информацию из доступных источников – моего блога, например, или из выписки ЕГРЮЛ. Конечно, мы обо всем еще раз рассказали. Скрывать нам нечего.

– Вы, кажется, подавали жалобу на действия полиции?

– Писали в Общественный совет при МВД.

– Что это дало?

– Ничего не дало.

– А [бизнес-омбудсмен Борис] Титов, к которому вы обращались, как-то помог вам?

– Он сделал запрос в прокуратуру, но эффекта мы не почувствовали. Понимаете, придраться к нам можно только по беспределу. Мы с самого начала строили абсолютно белый бизнес. Чужого не брали, честны с партнерами и государством. Я верю, что дальше копать под нашу компанию – прозрачную как стекло – просто не рационально. Игра не стоит свеч.

– Но вы хотя бы понимаете, чья эта игра?