Фото: Jonathan Daniels / Unsplash.com

Фото: Jonathan Daniels / Unsplash.com

Мы давно привыкли к тому, что самый важный показатель успеваемости в учебе – оценки. Именно они влияют на перспективы школьника или студента. Более того, от успеха в школе и университете зависит отношение окружающих: тем, кто хорошо учится или учился, гордятся, его ставят в пример, к нему прислушиваются. Должно ли так быть? Исследования – а изучают эту сферу много – показывают, что достижения в образовании зависят от длинного ряда факторов. Гены, социально-экономическое положение, воспитание, состояние здоровья, преподаватель, оснащенность учебного заведения – все это имеет свое влияние.

В 2013 году международная группа ученых, занимающаяся поиском связи между геномом человека и продолжительностью его образования, опубликовала статью c результатами своей работы. В ней исследователи, проанализировавшие данные 101 тысячи человек, назвали три генетических вариации (снипа), ассоциированных с успехами в учебе. Три года спустя, в 2016-м, команда вновь отчиталась о своей деятельности: исследование почти 300 тысяч добровольцев позволило выявить уже 74 вариации, наличие которых коррелировало с длительностью обучения.

В новой работе, опубликованной в июле этого года, ученые провели анализ генетических данных огромного количества людей – почти 1,1 млн – чтобы обнаружить не менее впечатляющее количество ассоциируемых с образовательными достижениями снипов: 1271. Чем больше этих вариаций присутствует в геноме отдельного человека, тем более продолжительное образование они получали. Один из соавторов исследования Дэниел Бенджамин, изучающий влияние генетики и поведения на экономику, подчеркнул, что речь не идет о нахождении «гена образования». Судя по всему, обнаруженные вариации в генах уже с ранней стадии развития человека отвечают за то, как в его мозгу формируются нейроны и связи между ними. Эти биологические аспекты влияют на психологию личности и, как следствие, – на то, как человек относится к образованию.