На прошлой неделе журнал The New Times за 4 дня собрал более 22 миллионов рублей для выплаты наложенного судом штрафа. Журнал оштрафовали за несвоевременное предоставление в Роскомнадзор сведений об иностранном финансировании. Это самый большой штраф в отношении СМИ в российской истории и рекордная сумма, которую удалось собрать в поддержку медиа в такие короткие сроки. Главный редактор журнала Евгения Альбац особо отмечает, что деньги собраны не с помощью трех-четырех знакомых богатых людей, а массово. Хотя имели место и переводы размером в 1 миллион рублей, главное дело сделали переводы в 500–1000 рублей от 20 тысяч человек. Это больше, чем подписчиков у издания.
Что этот случай говорит нам об отношениях государства и граждан в современной России? Является ли история с The New Times примером пусть и ситуативной, но солидаризации гражданского общества? Вот что говорит об этом политическая наука.
Государственный гнет
Исследователи выделили две базовых модели финансирования гражданских организаций. Первая – «континентальная» – характерна для Франции, Германии и в целом для стран Европы; там гражданское общество во многом финансируется государством. Вторая, «англо-саксонская», предполагает большую финансовую самостоятельность гражданских инициатив, финансирование общественных организаций за счет членских взносов или частных пожертвований. Российская модель за четверть века проделала путь от модели скорее «англо-саксонской» – в 1990-е и в начале 2000-х годов гражданские организации искали финансирование сами, ориентируясь на международных доноров или иногда на российский бизнес, – до модели «континентальной», причем в такой ее версии, где государство не просто финансирует некоммерческий сектор, но и требует в ответ политической лояльности. Впрочем, как показывают исследования, взаимоотношения государства и гражданского общества в последние десятилетия претерпели трансформацию и в других странах.
Так, например, Кендра Дюпюи, Джеймс Рон и Асим Пракаш показали на обширном материале, что в 1955–1994 годах 17 стран приняли законы, более строго регулирующие деятельность иностранных НКО в своих странах и финансирование национальных НКО со стороны иностранных доноров. А в 1995–2012 годах такие меры предприняли уже целых 69 стран – это в основном автократии, такие как Эфиопия и Египет, но и демократии тоже (например, Израиль).