Когда-нибудь Владимир Путин уйдет. Не стоит гадать сейчас, при каких обстоятельствах это случится, но точно можно сказать, что перспективы России после Путина будут зависеть от множества разных обстоятельств. В предыдущей статье я размышлял о том, насколько важна международная обстановка и сможет ли Запад стать для нашей страны соблазнительным образцом. Теперь же надо сказать о делах внутренних, которые в любой обстановке остаются наиболее важными.
Раскол элит
У нас сейчас модно стало впадать в отчаяние, утверждая, будто бы путинский режим вечен и будто бы он легко воспроизведется даже без Путина, поскольку вокруг пруд пруди «путинистов». Вывод этот диктуется не трезвым анализом ситуации, а лишь эмоциями, лишь тем безграничным пессимизмом, который захватывает Россию.
Исторический опыт показывает, что при кардинальной перемене ситуации любовь к не слишком удачливым автократам исчезает из голов большого числа лоялистов. Персоналистским авторитарным режимам довольно трудно пережить уход правящей персоны. Совсем не обязательно после этого ухода система становится демократической, но вероятность демократизации бывает довольно высокой. Связано это с высокой вероятностью раскола элит, то есть с тем, что нынешние верные «путинисты» на самом деле видят будущее России по-разному, имеют существенно различные интересы и борются за разные ценности.
Многие важные перемены происходили в мире именно потому, что в элитах назревал раскол. Более того, перемены эти и начинались именно с серьезного расхождения во взглядах между представителями элиты. Лишь после того, как в элитах возникало острое противостояние, начинала меняться и страна в целом.