Рабочие строят каркасный дом из блоков прессованной соломы. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Рабочие строят каркасный дом из блоков прессованной соломы. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Проблемы пространственной мобильности населения России постоянно обсуждаются как на уровне экспертного сообщества, так и в государственных структурах. Утверждается, что низкая мобильность россиян служит тормозом экономического и социального развития страны, не способствует накоплению человеческого капитала и так далее. Но так ли уж на самом деле низка мобильность россиян и что под ней понимают те, кто об этом говорит?

В мировой литературе давно уже стало общим местом утверждение о связи миграции и экономического роста. Подробный обзор работ на эту тему выполнили недавно эксперты из «СКОЛКОВО». О пространственной мобильности внутри России и ее роли как средства снижения межрегионального неравенства в России не раз писал Сергей Гуриев (см., например).

Как считать внутреннюю миграцию

Что в России понимается под внутренней миграцией? Статистика Росстата, основанная на данных регистрации граждан по месту жительства или пребывания, дает представление о людях, меняющих постоянное место жительства или по крайней мере переезжающих на длительный срок (не менее девяти месяцев). Объем внутренней миграции в последнее время (после изменения методики статистического учета в 2011 году) держится на уровне около 4 млн человек в год; в 2017-м он составил 4,185 млн человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1,3%. По интенсивности такой миграции Россия не уступает странам Восточной и Южной Европы, но находится на более низком уровне по сравнению, например, с США, Великобританией, Австралией и рядом других государств.