Павел Бранд. Фото: Инициативная группа «Думай!» / www.thinkkazan.com

Павел Бранд. Фото: Инициативная группа «Думай!» / www.thinkkazan.com

Почему многие врачи до сих пор выписывают пациентам гомеопатию? Откуда в России медицинские диагнозы, которых нет нигде в мире? В чем сильны российские врачи и где отечественная медицина отстает от западной? Об этом мы поговорили с неврологом, медицинским директором сети клиник «Семейная» и автором книги «На нервной почве» Павлом Брандом.

– Есть заболевания, которые лечат только в России, – вегетососудистая дистония, дисбактериоз, отложение солей, остеохондроз. Почему в западной медицине не существует таких диагнозов, а у нас они есть?

– Да, это несуществующие диагнозы. В России очень сильна традиция медицинских школ: как учили 40 лет назад, так и продолжают. 40–50 лет назад придумали такие диагнозы, и до сих пор продолжают их ставить. Во всем мире все давно уже поменялось, сейчас там такого уже не ставят.

– Откуда вообще эти диагнозы взялись?

– Насчет вегетососудистой дистонии была такая теория: часть нарушений, происходящих в определенный момент жизни человека, связаны с регуляцией так называемой вегетативной нервной системы. Когда эта система приходит в «нерегулярное» для себя состояние, работает якобы неправильно, меняется сосудистый тонус – это и назвали вегетососудистой дистонией.

Понятие доказательной медицины появилось в 1991 году, и концепция ВСД гораздо старше, тогда о доказательности речи не шло. Концепцию ВСД подкрепили какими-то исследованиями, но не очень хорошего качества (на тот момент других не было), поняли, что вегетативная нервная система действительно участвует в регуляции, возникающей при этой проблеме. Этому дали название и начали как-то лечить. Получалось плохо. Сейчас уже понятно, что проблемы вегетативной (автономной) нервной системы – это не причина, а следствие каких-то нарушений, когда нервная система только реагирует на изменения психологического и психиатрического фона.

С дисбактериозом тоже достаточно смешная история. Это состояние, которое очень сложно доказать. В мире существует концепция дисбиоза, это немного другое. Вопрос в том, что даже если дисбактериоз выявляют, у нас нечем его лечить. Когда возникла концепция дисбактериоза – много лет назад, – его начали лечить так называемыми пробиотиками. Но доказательств, что пробиотики действуют хоть на что-то, включая дисбактериоз, нет. Это тоже диагноз несуществующий, диагноз-помойка. Чаще всего за ним скрывается синдром раздраженной кишки, но мы по-прежнему лечим «дисбактериоз».

– Что делать пациенту, которому врач ставит «диагноз-помойку»?