Завершающийся год стал нелегким испытанием для партийной системы в России. По итогам осенних выборов стало совсем очевидно, что существующая партийная система многих избирателей не устраивает и даже вызывает раздражение: на волне протеста против пенсионной реформы россияне готовы голосовать за кого угодно, лишь бы не за власть. Но парламентская оппозиция оказалась не готова бороться даже в таких условиях. Например, КПРФ в этом году отказалась выставлять своих кандидатов в губернаторы в четырех регионах: в Алтайском и Красноярском краях, Новосибирской и Омской областях, при этом в Новосибирске и на Алтае у них были высокие шансы на победу. Еще более комично ситуация выглядела в Приморье, где КПРФ отказалась повторно выдвигать в губернаторы Андрея Ищенко, который фактически одержал победу на отмененных в сентябре выборах. Кандидат от ЛДПР как будто все делал для того, чтобы не победить на выборах губернатора Владимирской области – за 10 минут до окончания голосования его наблюдатели были массово отозваны с избирательных участков и не смогли попасть на подсчет голосов. В Якутске и Екатеринбурге партии поменьше сами отзывали своих кандидатов на местных выборах, хотя у тех были высокие шансы на победу.
Парламентские партии откровенно не справляются с представительством интересов, но при этом по закону законом «О политических партиях» все они получают существенное финансирование из государственного бюджета за каждый отданный за них голос на предыдущих выборах. В 2017 и 2018 годах все партии получили от государства в общей сложности почти 7 млрд рублей, более 80% их официальных доходов.
Зачем нужно госфинансирование партий?
Финансирование политических партий из бюджета – далеко не только российский феномен. Согласно базе данных International Institute for Democracy and Electoral Assistance, регулярное госфинансирование есть приблизительно в 60% стран мира, куда входят почти все «старые демократии», в том числе большинство стран Европы. При этом в таких странах, как США, Канада, Австралия, Италия, Швейцария и Германия, регулярного финансирования политических партий нет. В США господдержку могут получить кандидаты в президенты, но, как правило, основные кандидаты такой опцией не пользуются из-за возникающих при этом дополнительных обязательств. В Германии же из федерального бюджета финансируются так называемые «политические фонды», аффилированные с партиями, но не подчиненные партийной бюрократии напрямую. Задача таких фондов – заниматься просвещением граждан и различными исследованиями в интересах партий, которые они представляют. Это, например, Фонд Конрада Аденаура (ХДС), Фонд Фридриха Эберта (СДПГ), Фонд Фридриха Науманна (СвДП).