В начале декабря в СМИ разразилась буря под условным названием «в фейсбуке запретили говорить о сексе». Пользователи, наконец, заметили раздел в правилах социальной сети, добавленный без особого объявления в октябре и направленный на борьбу с сексуальным домогательством. В нем прописан запрет на публикацию любого контента, «который побуждает к половым контактам между взрослыми, способствует им или был создан с целью организации и координации таких контактов».
Теперь в фейсбуке, в том числе и при переписке в мессенджере, запрещено «использование чрезмерно сексуальных выражений, которые могут вести к домогательствам». Под запретом оказались даже «высказывания общего характера с сексуальным подтекстом, например “хочу развлечься сегодня вечером”». В ответ компанию Facebook обвинили в цензуре, подрыве свободного интернета и возможных атаках секс-троллей, а представителю соцсети пришлось заверять, что обновленные правила никак не препятствуют людям обсуждать свою сексуальную ориентацию.
Действия Facebook вполне укладываются в авторитарную парадигму, в рамках которой соцсеть все чаще воспринимается как абсолютная монархия, а ее основателя Марка Цукерберга призывают (без особого успеха) «брать пример с Джорджа Вашингтона, а не с Владимира Путина». И дополнительное свидетельство огромной власти, сосредоточенной у Facebook, – слежка за жизнью пользователей соцсети с помощью сбора персональных данных, о чем становится известно из описаний патентов Facebook.
Тотальная слежка
С момента IPO в 2012 году Facebook подал тысячи патентных заявок. Многие основаны на аккумуляции и анализе личной информации; упомянутые в них технологии позволяют, например, прослушивать клиентов соцсети, предсказывать их будущие поездки и даже дату смерти. Неудивительно, что зачастую эти заявки называют «тревожными» и «бросающими в дрожь».