Константинопольский патриарх Варфоломей 5 января подписал томос (церковный указ) о предоставлении автокефалии православной церкви Украины. Какой она будет, Алексей Макаркин написал в декабре после объединительного собора.
Вновь созданную Православную церковь Украины (ПЦУ), которая на Рождество получит в Стамбуле томос от патриарха Варфоломея, подвергают критике за многое. И за политизированность, и за зависимость от Константинополя, и за сохранение раскола украинского православия. Сторонники автокефалии ликуют, противники пророчат новой церкви печальное будущее. Тем более важен прагматичный анализ действительно непростой ситуации.
Политическая автокефалия?
Начнем с того, что любое провозглашение автокефалии напрямую связано с политикой. Если бы не было политического фактора, то отсутствовал бы смысл создания национальных церквей. Причем те, кто обвиняет сторонников очередной автокефалии в политических устремлениях, противоречащих учению Христа, сами нередко руководствуются в своих действиях политикой.
В начале ХХ века шли бурные дискуссии относительно восстановления автокефалии Грузинской церкви. В ее поддержку выступала вся грузинская оппозиция, включая и тех, кто был полностью равнодушен к религии, так как речь шла о важной составляющей национальной идентичности. В свою очередь, представители Русской церкви доказывали, что для спасения души нет разницы, кому подчиняться – Синоду в Петербурге или католикосу в Тифлисе. Но и они исходили не только из церковной, но и из государственной логики – автокефалия церкви стимулировала бы сепаратистское движение. И, разумеется, их возмущение вызвало бы предложение вновь, после 1448 года, подчиниться Константинополю.
Равно как и болгары отделялись в 1872 году от Константинополя, движимые национальной идеей и неприязнью к греческому епископату, нередко не обращавшему внимания на нужды болгарских верующих. И через несколько лет автокефальные болгарские священники благословляли соотечественников, восставших против турок.
Так что политическая речь Петра Порошенко, направленная против Владимира Путина, патриарха Кирилла и «немытой России», не вызывает удивления – как и то, что автокефалия поставлена им в один ряд с ассоциацией с Евросоюзом и безвизовым режимом с ним же. Уход Украины от России происходит вслед за политической и в церковной сфере. Вопрос был в формате этого ухода, который оказался иным, чем рассчитывал украинский президент, и непохожим на болгарский или грузинский опыт.