Тегеранская биржа, 2016 год. Фото: Caren Firouz / Reuters

Тегеранская биржа, 2016 год. Фото: Caren Firouz / Reuters

Экономика Ирана находится в плачевном состоянии. Особенно после того, как в августе этого года США ввели очередные санкции в отношении страны. По мнению администрации американского президента, запрет на покупку иранской нефти и ограничения банковских операций заставят Иран пойти на уступки по ядерной программе и отказаться от военных и политических интервенций в соседние Сирию, Ливан и Ирак.

Договориться с исламской республикой не получилось, зато санкции сильно ударили по уровню жизни в стране. С полок начали пропадать импортные продукты, иранцы в панике скупали подгузники, туалетную бумагу и оливковое масло иностранного производства. Некоторые западные магазины одежды закрылись. Уровень инфляции растет, иранский риал на черном рынке потерял больше половины своей стоимости по отношению к доллару. Вести мелкий бизнес стало невыгодно – владельцам магазинов, чтобы сводить концы с концами, приходится подрабатывать по ночам таксистами. Недовольные жители страны вышли на многочисленные акции протеста.

Аналитики указывают, что со времен Исламской революции 1979 года пропасть между правящим режимом и народом еще никогда не была такой огромной. Иранцы возмущены непосильным уровнем коррупции и связями политиков с бизнес-элитами страны. «Уровень коррупции настолько высок, что взяточничество абсолютно везде. Почему мы должны страдать из-за всяких проблем и рисковать жизнями только ради того, чтобы наполнять карманы коррумпированных людей?» – говорит о ситуации в стране бывший сотрудник Корпуса стражей исламской революции по имени Али.

У властей другая точка зрения. США, по их мнению, нацелены на свержение государственного строя. Но ответственными за тяжелую экономическую ситуацию выставляют не только внешних врагов. Нашлись и внутренние.