Эмиграционные настроения россиян продолжают снижаться. Из последнего опроса «Левада-Центра» (опубликован вчера) следует, что только 7% населения хотели бы перебраться в одну из стран дальнего зарубежья, и еще 10% допускают такую мысль.
Масштабы эмиграции в путинской России до конца не ясны. Официальные цифры объявляются заниженными. «Данные национальных статистических служб зарубежных стран о ежегодном въезде россиян многократно превышают цифры Росстата», – отмечал Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина в тематическом докладе 2016 года. За рубежом проживают около 2,7 млн уроженцев РФ, говорилось в прошлогоднем исследовании РАНХиГС, но около 1,5 млн из них, сохраняющих российское гражданство, местная статистика не учитывает.
Впрочем, даже с учетом всей критики текущие потери населения не кажутся фатальными. А выводы социологов – не только «Левады», но и ВЦИОМ – определенно не позволяют считать Россию страной, сидящей на чемоданах. По степени готовности к переезду за рубеж население страны вернулось в 2000-е годы, когда, согласно глобальному исследованию Gallup Polls, только 17% россиян выражали интерес к теме – и эта доля, к слову, уступала показателям Великобритании, Германии и Южной Кореи.
Особенность российской эмиграции состоит в том, что в ней важнее качество человеческого капитала, которого лишается страна, а не его количество. Когда влиятельный аналитический центр Stratfor в 2017 году предрек России крупнейшую за последние 20 лет утечку мозгов, то имел в виду, конечно же, интеллектуальное обеднение государства, а вовсе не связанные с оттоком риски для национальной демографии.