Здравоохранение – крайне сложная система, ведь в ней переплетаются экономические, социальные и инфраструктурные аспекты. Задача координации этих уровней между собой и с внешними условиями может решаться по-разному. Социология профессий позволяет объяснять регулирование отраслевых систем через преобладание одной из трех институциональных логик: рыночной, профессиональной или бюрократической.
В первом случае основным регулятором становится рынок – механизм конкуренции. Во втором – профессиональные ассоциации и рабочие коллективы медицинских учреждений. Именно они определяют, как должны действовать медицинская организация и отдельный врач в разных ситуациях. Организационные и клинические решения принимаются на основе профессиональных знаний, опыта и этических стандартов. В третьей логике доминируют менеджеры и бюрократические институты (например, Министерство здравоохранения). Каждая из этих трех логик – «идеальный тип» управления, на практике они сочетаются в той или иной конфигурации, но одна из трех всегда оказывается доминирующей.
Министерство прежде всего
В российском здравоохранении превалирует менеджериальная логика управления. Созданная Семашко советская система здравоохранения, которой во многом наследует российская медицина, считается «чистым» примером того, как можно регулировать здравоохранение сугубо бюрократически – в отсутствие отлаженных рыночных механизмов и автономии врачебного сообщества. Главные преимущества такой модели с четкой иерархией и централизованным управлением: на каждом уровне здравоохранения и в любом регионе вы получаете стандартизированную помощь, а все рекомендации и изменения быстро воплощаются в жизнь. Недостатки: поскольку главным «заказчиком» медицинских услуг становится менеджер, а не пациент, система нечувствительна к запросам последних и плохо реагирует на меняющиеся профессиональные подходы, включая международные рекомендации и гайдлайны, разработанные на основании доказательной медицины.