Пока сериал «Чернобыль» канала HBO и британской телесети Sky выходит на первое место в рейтинге сериалов на Internet Movie Database (IMDb), в России провластные медиа его предсказуемо клеймят. Это в своем роде советский инстинкт – нужно дать, пусть и вслед, «принципиальную оценку». Хотя определить, в чем именно идеологическая диверсия сериала, трудно, но партийное чутье (еще одно слово из советского лексикона) безошибочно подсказывает, что в «Чернобыле» есть какая-то крамола, невидимая, но опасная. Авторы, правда, не слишком углубляются, называя фильм «безупречной пропагандой» и частью заговора против «Росатома».
На этот раз, как ни странно, чутье авторов не подводит – для российской идеологии, которая опирается во многом на телевидение и кино, этот фильм действительно опасен.
С помощью провластного кино и телевидения страну за последнее десятилетие удалось укутать герметичным коконом, изменить сознание большинства ее граждан. С помощью сериалов и фильмов о прошлом был создан на экране образ «небесного СССР» – где не было проблем с едой, одеждой, свободой, а самым большим событием стала загадочная смерть группы Дятлова. Такого СССР в реальности не существовало, и телезрители прекрасно это знают, но тем не менее смотрят. Психологически это легко объяснить. Все эти сериалы как бы говорят бывшему советскому человеку: в прошлом все было норм, нет повода переживать, не в чем себя винить. Так с помощью телевизора удалось подменить коллективную память нескольких поколений. Формула «были репрессии, но было и хорошее» взялась не из воздуха, это результат той самой сериальной пропаганды. Вместо того чтобы лечить советскую травму, ее превратили в развлечение. Эта победа над разумом казалась универсальным оружием.
Но вдруг выяснилось, что другой взгляд на нашу историю способен в мгновение разрушить этот кокон.