Высокоскоростной поезд в Японии. Фото: Kyodo / Reuters

Высокоскоростной поезд в Японии. Фото: Kyodo / Reuters

На минувшей неделе в РЖД произошло незаурядное кадровое событие. У Александра Мишарина, первого замгендиректора госкомпании, неожиданно сменился фронт работ – топ-менеджер перестал курировать развитие высокоскоростных магистралей (ВСМ). Вместо Мишарина, который теперь займется развитием международного бизнеса, отвечать за ВСМ будет главный инженер РЖД Сергей Кобзев. Недовольство работой Мишарина вызывал тот факт, что за шесть лет его руководства этим направлением дело не сдвинулось с мертвой точки.

60-летний Мишарин когда-то начинал электромехаником на одном из участков Свердловской железной дороги. Впоследствии он ее возглавил. На пике федеральной карьеры Мишарин был правой рукой министра путей сообщения Николая Аксененко и первое время считался вероятным преемником Владимира Якунина в РЖД после ухода того из компании. Будучи членом генсовета «Единой России», Мишарин успел поучаствовать в политике, ненадолго возглавив Свердловскую область.

По убеждению Мишарина, бескрайняя Россия должна быть охвачена высокоскоростным (на худой конец – скоростным) сообщением. Он настойчиво продвигал эту идею и даже на посту губернатора безуспешно пытался выбить финансирование под строительство отдельных участков ВСМ – между Москвой и Екатеринбургом, а также Екатеринбургом и Нижним Тагилом, региональным центром тяжелой промышленности, который населяют 350 тысяч человек.

В 2012 году Мишарин возглавил в РЖД дочернюю компанию «Скоростные магистрали», где продолжил пропагандировать все ту же идею. «Для реализации планов такого масштаба необходимо сочетание двух определяющих факторов: мощь и сила государства и политическая воля. Сегодня, пройдя нелегкий путь преобразований, Россия способна сделать это», – говорил он. Если Владимир Якунин предавался мечтам соединить железной дорогой Евразию и Америку через Берингов пролив, то Мишарин призывал строить ВСМ Москва-Пекин. «Проект соединения двух наиболее развитых высокоскоростных транспортных системы, – полагал он, – сократит время доставки и изменит структуру мировой торговли».

В последние годы в качестве пилотного проекта Мишарин активно продвигал ВСМ Москва-Казань, обещавший сократить время в пути между городами с нынешних 10–12 до 3,5 часов. Но тот в итоге не впечатлил государство. Или, если говорить точнее, – российского президента.