Журнал «Деньги» на платформе Republic продолжает серию бесед с руководителями столичных школ о настоящем и будущем российского образования. Сегодняшний разговор – с директором и создателем школы «Класс-Центр», инженером, режиссером и педагогом Сергеем Казарновским.
– «Класс-Центр» – необычное учебное заведение: хотя в нем учатся с 1 по 11 класс, как в любой общеобразовательной школе, ставку здесь делают на эстетическое развитие ребенка. В школе три отделения: общеобразовательное, музыкальное и драматическое. Почему такой классический подход, на ваш взгляд, должен работать в ХХI веке?
– Любой процесс обучения – это всегда в некотором смысле принуждение. А принуждать, не умаляя чувства собственного достоинства у ребенка, – это искусство. Отсюда и возникает вопрос: педагогика – это наука или искусство?
Михаил Ломоносов на воротах своей первой школы написал четыре столпа образования: арифметика, грамматика, гимнастика и стыд. Имея в виду нравственность как категорию образования. А Иосиф Бродский говорил, что эстетика – мать этики.
Наша школа насыщена эстетическими программами, которые обязательны для всех учеников. Они очень много занимаются, любой выпускник должен уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, танцевать, рисовать, быть артистичным. А артистизм дает уверенность в себе. Детям должно быть интересно. Но когда учитель теряет ощущение художника, ему надо уходить из профессии.
В детстве была у меня учительница русского и литературы Хохлова Анастасия Васильевна, слушали ее все и всегда, хотя она вряд ли читала «Моя жизнь в искусстве» Константина Станиславского, где описана технология взятия внимания аудитории. Входя в класс, она с грохотом роняла на стол толстенную книгу, и дети, даже те, кто стоял на голове, мгновенно приходили в себя. Действовало безотказно. Я до сих пор могу назвать все парные и непарные согласные. В театре есть такое понятие – принос события. Учитель должен заходить в класс, как актер на сцену, принося с собой событие предстоящего урока. Есть такая шутка, что высший педагогический профессионализм – умение органично повышать голос.
Я уверен, главное, что должна делать школа – помочь детям получать удовольствие от того, чему они научились, чтобы стать счастливыми людьми. Счастье – это быть нужным.
– А как от подготовки к ЕГЭ получать удовольствие?
– Удовольствие от ЕГЭ получить сложно, но можно научить воспринимать его спокойно и не портить себе жизнь. Не надо бояться этого экзамена. Естественно, когда ЕГЭ только появился, то его введение происходило по-людоедски. Но это больше от незнания: никто не понимал, как к нему готовиться, первые тесты были часто нелепыми, все – и учителя, и родители, и дети – пребывали в стрессе.
Сейчас все утряслось. Конечно, поначалу случались казусы, такие как недавно на программе «Голос», когда из какого-то отдаленного региона шли косяком стобалльники. Просто губернаторам за хороший уровень ЕГЭ «вешали медали», вот они и старались. Но постепенно все пришло в норму, и процесс сдачи экзамена контролируется жестко. Хотя в последнее время снова начались серьезные и, на мой взгляд, совершенно бессмысленные изменения, особенно в экзамене по русскому языку.
Главное, что дал ЕГЭ, – возможность детям всей страны поступать по его итогам практически в любые вузы.