Странный рок тяготеет над статусными российскими мероприятиями. Вначале намечаются торжества, затем аресты, но потом решают совместить. Задержание основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви во время Сочинского форума, специального корреспондента «Медузы» Ивана Голунова во время ПМЭФ – вот-вот и разрозненные случаи сформируют тенденцию. В итоге официальная программа уходит в параллельную малоинтересную реальность, а разговоры фокусируются на общественных драмах.
Разумеется, предложение как-то реагировать на новый запрос повергло бы организаторов в оторопь. Менеджеры «Росконгресса» – люди лояльные и крайне осторожные. Но даже без этого фактора ситуация с деловыми площадками кажется зашедшей в тупик. Нынешние форматы устарели и лишены реального смысла – это надо честно признать, хотя бы перед самим собой.
Тоска за 250 тысяч рублей
Для участников форумов уже привычно демонстрировать скуку и усталость. Содержание пленарных заседаний и сессий девальвируется. О них редко говорят с реальным интересом, они лишь в исключительных случаях задают медийную повестку. Все реже встречаются ссылки на интересные моменты дискуссий, яркие выступления. Еще пользуется спросом деловой завтрак с Германом Грефом, еще цитируют порой те или иные зажигательные реплики, но если одним словом описать все происходящее – тоска. Как верно заметил Андрей Шаронов, уже давно всем известно, что скажут в этот раз и что скажут в следующий, поэтому остается спросить себя: «Зачем мы все это говорим?»
Самые интересные события SPIEF происходят «на полях»: во время неформальных приемов, клубных встреч. По-прежнему не лишены функциональности прогулки вдоль длинных анфилад петербургского Экспофорума. В них сталкиваются и радуются встречам давние знакомые; люди в хороших костюмах похлопывают друг друга по плечам, интересуются новостями, планируют вечерний «полет шмеля». Все это оправдывает для них взнос на уровне 250 тысяч рублей и взвинченные цены на отели, но не вполне объясняет, зачем тратить впустую основную часть дневного времени. Причина угасающего интереса – в сценариях, которые постоянно воспроизводят организаторы.