Кукла, изображающая Владимира Путина, на фабрике в Ницце. Резиновые куклы известных людей изготавливают перед парадом. Фото: Eric Gaillard / Reuters

Кукла, изображающая Владимира Путина, на фабрике в Ницце. Резиновые куклы известных людей изготавливают перед парадом. Фото: Eric Gaillard / Reuters

Вопрос на «прямой линии» с президентом:

– Владимир Владимирович, мне 70 лет и я должен оплачивать капитальный ремонт дома, который начнётся после моей смерти. Скажите, сколько можно терпеть этот беспредел от натовских генералов в южных провинциях Сирии?

Анекдот

Знаете профессиональную шутку журналистов? Если собака укусила вора – это новостью стать не может, а вор укусил собаку – еще какая новость. Факт существования анекдотов про правителя – это не новость: мало того, в социалистических и постсоциалистических странах они появляются в гигантском количестве. Причина их появления заключается в самом устройстве автократического режима, при котором нет нормального контакта между гражданами и властными институтами. Соответственно, любое недовольство, недопонимание или даже желание компенсировать страх, которые не могут выйти через легитимный канал коммуникации, просачиваются через полулегитимный – и так на московских кухнях и в одесских двориках поселяется фольклор о правителе.

Новость в том, как анекдоты меняются. Конечно, дядя Вася – сантехник и Василий Петрович – профессор могут и будут рассказывать анекдоты к случаю, но им только кажется, что они случайно вспомнили веселый анекдот. Анекдот – это культурный факт, если хотите, мем, и он выживает в сложной борьбе за существование. Выживают (и получают наибольшее распространение) только те анекдоты, которые воспроизводят образ правителя – он нам зачем-то очень нужен.