Кадр со съемок российского сериала «Чернобыль»

Кадр со съемок российского сериала «Чернобыль»

Фото: НТВ PR

«В сети высмеяли» – вообще-то ходовой штамп российской пропаганды, когда надо выдать частное мнение за общее; особенно часто этот прием используется в отношении украинских политиков, а слово «сеть» тут служит простой заменой старого советского выражения «трудящиеся массы», которые противопоставляются «антинародному режиму». Казалось бы, рассматривать это «высмеяли» в качестве критерия чего бы то ни было смехотворно и нерелевантно. Но в новости «В сети высмеяли трейлер российского сериала про Чернобыль» можно увидеть по крайней мере несколько важных отличий.

У этого «высмеяли» есть экономический эквивалент: более 15 тысяч дизлайков, которые поставили трейлеру на ютубе, означают крайне негативную реакцию массовой аудитории на новый продукт. Такую массовую негативную реакцию авторы сериала не могут не учитывать – и как минимум теперь должны предпринять какие-то усилия по нейтрализации этой реакции. Возможно, авторы ожидали чего-то такого, или выложили трейлер с той же целью, с какой в сеть сливают обычно какую-то политическую инициативу, чтобы замерить общественную реакцию и в случае чего быстро что-то поменять. Иначе никак нельзя объяснить эту смешную историю с актером Игорем Петренко, который вначале выложил трейлер у себя на ютуб-канале, потом удалил, а режиссер картины вообще открестился от этой «партизанщины» – мол, конечно, рабочие материалы наши, но нельзя судить по отдельным кадрам о проделанной работе.

Норма соцреализма

Можно, конечно, повторить вслед за режиссером коронное «нельзя судить по трейлеру о фильме» – и это справедливо в отношении иных премьер. Но из российского трейлера мы узнаем вовсе не о содержании, актерских перевоплощениях или ключевых событиях сериала. То, что нам показывают на НТВ, на других телеканалах, а также в российском кино, проще всего сегодня назвать словом «соцреализм». Конечно, в этих произведениях уже нет заклинаний о верности партии и ленинскому курсу, но универсальная схема соцреализма – согласно которой заранее известно, кто плохой, кто хороший, кто враг, какие социальные группы окажутся виновными и за кем останется моральная победа – соблюдается в современном российском кино в точности как раньше.