Фото: АО ТВ Центр
После субботней акции протеста российские власти, как в Москве, так и на федеральном уровне, заняли еще более жёсткую позицию в отношении оппозиции, чем ожидалось. Лидеры оппозиции арестованы, СКР завел уголовное дело о массовых беспорядках (еще три дела – о насилии в отношении полицейских), Сергей Собянин выступает с полной поддержкой силовиков и осуждает протестующих за те же «массовые беспорядки». Многие удивляются: почему власть после серии уступок (выбор места для храма в Екатеринбурге, дела Кирилла Серебренникова и Ивана Голунова) вдруг неожиданно консолидировалась и пошла штурмом на оппозицию? Но так ли удивителен это разворот и почему столь жесткая реакция скорее выглядит нормой?
Для того чтобы правильно понимать мотивы и тактику власти в целом, нужно иметь в виду несколько важных особенностей ее функционирования.
Первое и главное. Внутри власти – будь это региональный или федеральный уровни, силовики или гражданские, охранители или системные либералы, конкурирующие башни или кто-либо еще – сформировался жесткий и однозначный консенсус по двум вопросам: внесистемная оппозиция не должна принимать участие в выборах; несанкционированные акции необходимо разгонять. За пределами этих приоритетов и Кремль, и губернаторы могут идти на уступки, делать некие политические жесты, но это ни в коем случае не должно расцениваться как уступка противникам Владимира Путина.