Военнослужащие на учениях по локализации и ликвидации аварии на радиационно-опасном объекте в Приморском крае. Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Военнослужащие на учениях по локализации и ликвидации аварии на радиационно-опасном объекте в Приморском крае. Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Со дня таинственного взрыва на испытательном полигоне Минобороны «Ненокса» (под Северодвинском) прошло почти две недели, а ясности не прибавилось. Из первых скупых комментариев Минобороны и «Росатома» следовало, что при испытании некоей жидкостной реактивной двигательной установки произошел взрыв, погибли пятеро человек и еще непонятно сколько пострадали. В двигателе использовался радиоактивный изотопный источник питания, после взрыва в Северодвинске было зафиксировано кратковременное превышение уровня гамма-излучения в 4–16 раз. Росгидромет объяснил это прохождением радиоактивного облака.

Заявление сделали и руководители федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института ⁠экспериментальной физики (ВНИИЭФ) в Сарове, чьи сотрудники погибли в Неноксе. Они подтвердили, что испытывалось устройство, содержащее радиоактивные материалы.

За выполнение государственной функции, посмертно

Это все, что было рассказано населению. Наверняка больше было рассказано президенту Путину, который только 19 августа, находясь с визитом во Франции, прокомментировал ситуацию: «Никакой угрозы там нет, и никакого повышения фона там тоже не существует. Туда направлены были эксперты, в том числе независимые эксперты, которые контролируют сейчас ситуацию. Во всяком случае, я эти доклады получаю, получаю доклады от наших экспертов – и военных экспертов, и гражданских <…> Люди, которые, к сожалению, пострадали и погибли, безусловно, выполняли важнейшую государственную функцию. Все они будут представлены к государственным наградам Российской Федерации».

Российское отделение «Гринпис» еще 8 августа обратилось в Роспотребнадзор с просьбой исследовать повышение радиационного фона – для здоровья людей важно знать, какие радионуклиды оказались выброшены в воздух. Эту информацию госорганы не сообщали.

Гражданских медиков Архангельской областной клинической больницы не предупредили, что к ним везут пациентов, подвергшихся радиоактивному облучению, написала The Moscow Times. Зато сотрудники ФСБ после этого заставили врачей, работавших с пострадавшими при взрыве, дать подписку о неразглашении.