Джастин Трюдо, Мелания Трамп и Дональд Трамп во время фотографирования с приглашенными гостями, саммит G7 в Биаррице, 25 августа 2019 года. Фото: Carlos Barria / Reuters

Джастин Трюдо, Мелания Трамп и Дональд Трамп во время фотографирования с приглашенными гостями, саммит G7 в Биаррице, 25 августа 2019 года. Фото: Carlos Barria / Reuters

Второй год подряд по инициативе президента США Дональда Трампа Россия становится наиболее конфликтной темой саммита «большой семерки» (G7). Но происходит это не потому, что Запад наконец признал величие России, ее ключевую роль в решении вопросов глобальной повестки и готов ради этого «поступиться принципами» (в 2014 году Россия была исключена из «восьмерки» за присоединение Крыма, а саммит «восьмерки» из Сочи был перенесен в Брюссель). А потому, что для Дональда Трампа тема «возвращения России» – весьма удобный способ оставаться в центре внимания в ходе весьма некомфортного для него мероприятия и избежать маргинализации по большинству тем повестки G7, где Трамп просто не в состоянии вести содержательную дискуссию на равных с другими лидерами.

Год назад в канадском Шарлевуа Трамп впервые поднял вопрос о возвращении России в клуб без всяких предварительных условий, поскольку большинство проблем, по которым ведет дискуссию G7, так или иначе затрагивают Россию и было бы разумно обсуждать их в присутствии Владимира Путина. Уже тогда эта идея не встретила поддержки остальных членов «семерки» (решения там принимаются консенсусом), кроме итальянского премьера Конти. Конти, впрочем, быстро солидаризировался с позицией президента Франции Эммануэля Макрона, впервые сформулировавшего тогда ключевое условие возвращения РФ в «восьмерку» – полное урегулирование конфликта на Донбассе и выполнение Минских соглашений. И это был огромный аванс Владимиру Путину – ведь из условий Макрона «выпал» Крым, за который, собственно, Россию из «восьмерки» и исключали. Макрон переводил вопрос о восстановлении членства России в G8 в плоскость реальной, а не фантазийной политики, но Москва тогда большого интереса не проявила.

Навязчивая идея Трампа

В этом году на саммите G7 во французском Биаррице «российская тема» вызвала скандал и острую полемику («было живенько», отметил британский премьер Борис Джонсон) на приватном ужине лидеров, где Трамп вновь потребовал восстановить Россию в «восьмерке» на следующем саммите, который должен пройти под его председательством в Майами.