Кремль. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Кремль. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

В российских провластных элитах нет единой позиции по тому, как наиболее эффективно реагировать на возрастающий протест внутри гражданского общества. Впрочем, политическое руководство России неплохо изучило историю падения авторитарных режимов и основную свою задачу видит в том, чтобы любыми средствами не допустить массовый выход людей на улицы, который только и может привести к смене режима.

Метания властей

У любого, кто внимательно следил, как российская власть пытается решать проблему новой волны московского протеста, неизбежно возникает ощущение полного отсутствия какой-либо внятной стратегии. Кажется, что все контрмеры в отношении оппозиции носят хаотичный и исключительно ситуативный характер.

Так, 14 июля, в день сбора оппозиции в Новопушкинском сквере, полиция практически никак не вмешивалась в происходящее. Сотрудники МВД позволили колонне манифестантов беспрепятственно прошествовать в самый центр города к зданию Мосгордумы и встать там табором. Причем шествие это вовсе не было тихим и совсем уж малочисленным. Около двух тысяч человек шли по тротуару вдоль Тверской, скандируя разнообразные антиправительственные лозунги, а задержания начались только к вечеру, когда у митингующих появились палатки. Через две недели от этого «гуманизма» не осталось и следа, и мы стали свидетелями разгона мирных манифестантов с применением дубинок и сотнями задержанных. По итогам уличных акций было возбужено несколько уголовных дел, появились арестованные. Что изменилось буквально за пару дней?