Продолжаем рассказывать о том, как должен быть устроен университет согласно немецкой модели. В этом материале поговорим о том, почему Вильгельм фон Гумбольдт решил, что преподавателей должно нанимать государство, зачем была придумана докторская диссертация, почему книги не могут заменить лекции и что будет, если отказаться от принципов фон Гумбольдта. В предыдущих частях речь шла о трех моделях высшего образования, свободах и обязанностях студентов и преподавателей.
Конкурентная среда
Если университет всегда находится в поиске научной истины, то в нем не может быть теоретического единомыслия. Установление такого единомыслия – угроза, исходящая, как правило, не со стороны государства (хотя XX век дает нам тут некоторые примеры исключений), а со стороны самого научного сообщества. Люди обычно слабы и не очень готовы поддерживать себя в тонусе прямой дискуссии по поводу неизбежных спорных вопросов в постоянно развивающемся поле научных исследований. Поэтому стремятся окружать себя коллегами и учениками, которые имеют сходные с ними взгляды. Из истории университета в эпоху Средневековья и раннего Нового времени хорошо известно, что происходит с университетом, предоставленным в этом отношении самому себе, – он костенеет и превращается в патрон-клиентельную корпорацию. Поэтому Гумбольдт, который по своим политическим взглядам был, как мы бы это сейчас назвали, либертарианцем и немного анархистом, идет на парадоксальный шаг. Он делегирует право окончательного решения о принятии на должность нового профессора не университетской корпорации, а государству в лице правительственного чиновника. Именно благодаря этому, например, основоположник феноменологии Эдмунд Гуссерль смог стать профессором – в противном случае университет бы его никогда не принял.