Продолжаем серию материалов философа и культуролога Виталия Куренного об устройстве высшего образования. В этой статье речь пойдет о новой идее науки, о том, какие свободы должны быть предоставлены студентам и преподавателям, и почему плагиат – это зло прежде всего для общества, а не для науки. В предыдущей части рассказывалось о трех моделях университета: немецкой, французской и британской.
Исследовательский университет и либеральная модель образования – крайне сложная конструкция, включающая в себя ряд античных представлений о свободном образовании, элементы новоевропейского гуманизма и некоторые – но далеко не все – идеи, сформулированные в немецкой классической философии. Они образуют взаимосвязанное целое, прояснение логики построения которого и тем более обоснования требуют текста совсем другого формата. Поэтому здесь мы кратко сформулируем некоторые основные конститутивные и нормативные положения, определяющие сущность исследовательского университета, систематически сгруппировав их в виде нескольких параграфов.
Новая идея науки
Новый университет отличается от старого прежде всего своим пониманием науки: наука – это открытый фронтир никогда не завершенного исследования, а не система окончательно установленных истин (Кант, кстати, все еще исходит из старого понимания науки и преподает в досовременном университете). Это базовое представление о современной науке регулярно актуализируется в новых формулировках. Например, средствами формально-логической аргументации его повторяет демаркационный критерий фальсификационизма Карла Поппера, из которого следует, что если некая теория претендует на неопровержимую истинность, она не является научной.
Если наука – это открытый фронтир, то сотрудник образовательного учреждения, основанного на этой новой идее науки, не может быть просто преподавателем, но должен быть также исследователем. Поэтому следующий фундаментальный принцип нового университета – единство преподавания и исследования (поэтому эта модель называется исследовательским университетом).