https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/deed.en
Классические теории публичной сферы
Впервые отчетливо значение публичности, публики (Öffentlichkeit, Publikum) было сформулировано Кантом в его знаменитой работе «Ответ на вопрос: „Что такое Просвещение“» (1784). В этом трактате Кант выделил частное и публичное использование разума. К частному использованию разума человек прибегает на своем рабочем месте, где он должен соблюдать правила и подчиняться приказам. Но, как человек, способный рассуждать, он может и даже должен прибегнуть к публичному использованию разума, т.е. к открытому критическому суждению на публике. Просвещенная публика есть залог выхода человечества из состояния несовершеннолетия разума, т.е. из неспособности пользоваться собственным умом самостоятельно, без опоры на авторитетные инстанции.
Спустя почти два века Х. Арендт в работе «Vita activa, или О деятельной жизни» (нем. 1960; англ. «The Human Condition» 1958) анализировала устройство греческого полиcа и предлагала выделить в нем социальную и политическую сферы. К социальной сфере относились семья и домохозяйство, где властвовали отношения иерархии, доминирования и было возможно применение насилия. Политическое пространство полиса Арендт ассоциирует с Агорой – публичной сферой, где действовали отношения свободы, равенства и плюральности (многообразия мнений) и где дела улаживались посредством речи и убеждения.
В эти же годы (1962) немецкий философ и социолог Ю. Хабермас пишет свою классическую работу «Структурная трансформация публичной сферы: исследование одной категории буржуазного общества», где показывает, как на смену средневековому королевскому двору с его репрезентативной публичностью (аурой величия, чести, доблести, достоинства, авторитета короля и придворных публичных персон) приходит буржуазная публичная сфера европейских городов Нового времени. Новую публику составляет образованный и имеющий собственность средний класс, который выделяется как из сферы государственной власти, так и из частной семейной сферы европейских буржуа. Представителей этого класса отличает способность к рациональному суждению, или наличие «разума, который посредством публичного использования рациональной способности суждения должен был реализоваться в рациональной коммуникации публики, состоящей из образованных людей».
В этих трех классических теориях были сформулированы наиболее важные характеристики и ценностные значения публичной сферы для общества модерности, а именно:
- Публичная сфера выделяется как значимая область политической и гражданской жизни.
- Она дает возможность открыто выражать свои мнения между свободными и равными гражданами, формировать суждения и вступать в критические дискуссии.
- Таким образом, она мыслится гарантией свободы и равенства, залогом развития гражданского общества и формирования общественного мнения.