Этот текст был написан и опубликован два года назад. Два года назад казалось очень важным высказать простую мысль: нет ничего, что нас бы радикально отделяло от Европы, радикально разделяло с европейским христианским миром. И сейчас, в конце 2022 года, нам по-прежнему кажется это очень важным… Даже еще более важным.

Ну и само Рождество, праздник связанный с ожиданием великого чуда, там, где казалось бы нет ему никакого места, никакой возможности. И как раз сейчас, в конце 2022 года, это кажется нам едва ли не самым важным и нужным. Чудо…

Пустота. Но при мысли о ней

видишь вдруг как бы свет ниоткуда.

Знал бы Ирод, что чем он сильней,

тем верней, неизбежнее чудо.

Постоянство такого родства —

основной механизм Рождества.

(Иосиф Бродский. «В Рождество все немного волхвы…». 24 декабря 1971 года)

***

Завтра 25 декабря — большая часть христианского мира будет праздновать Рождество. Но не Россия, христианский календарь, которой отстает на 13 дней. И именно в Рождество — мало того, что дата не совпадает, так еще и Новый год оказывается не после, а до Рождества — календарные расхождения между Россией и Западом ощущаются острее всего. И вызывают желание увидеть в них то ли причину, то ли символ отделенности России от остального христианского мира. Ее отсталости или, наоборот, превосходства.

Россия с момента принятия христианства жила по Юлианскому календарю. Но в этом не было никакой русской особенности. По Юлианскому календарю жил весь остальной христианский мир. Он был введен в Римской тогда еще республике, 1 января 45 года до.р.х указом Юлия Цезаря. И по этому календарю в обычном году 365 дней, а раз в 4 года к февралю прибавлялся еще один день — то есть один год юлианского календаря равен 365, 25 дней. Это почти соответствует солнечному (правильнее говорить «тропическому») году. Расхождение на 11 минут и 15 секунд казалось совсем незначительным.

Богословы и астрономы

По этому календарю жила Римская Империя, именно из него исходили первые христиане и отцы Церкви, принимая решения на Вселенских соборах о датах церковных праздников и церковном календаре. В том числе о едином для всех христиан дне празднования Пасхи и принципах его календарного расчета: «Мы должны праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, имеющего быть после весеннего равноденствия (21 марта), но никогда в один день с Иудеями».

По этому календарю 16 столетий жил весь христианский мир. Но в итоге эти самые 11 минут ежегодных расхождений с солнечным календарем привели к тому, что реальное весеннее равноденствие уже никак не соответствовало 21 марта, от которого отсчитывали дату Пасхи, теперь оно происходило на 10 дней раньше.

В 1582 году папа Григорий XIII решил все исправить. Он издал буллу Inter gravissimas («Среди важнейших»), вводившую в католических странах новый календарь. По которому, во-первых, текущая дата сдвигается на 10 дней вперед. А во-вторых, устанавливается правило: каждый год, кратный 100, но не кратный 400, не является високосным.

Папа Григорий XIII. Портрет работы Левинии Фонтона.

Итак, Григорианский календарь сразу уходил на 10 дней вперед от Юлианского. А потом еще на 3 дня каждые 400 лет (1600 год был кратен 400 и високосные года нового календаря в этом столетии совпадали со старым, но в 1700, 1800 и 1900 — Григорианский календарь убегал на еще один день вперед).